Увійти через
facebook
 

Вперед в прошлое


Рецензія на фільм: Похмурі тіні
Фільм Похмурі тіні

Полвека ты работаешь на свою славу - ну а затем она уже начинает работать на тебя. И если ты еще при этом способен что-то создавать и творить, а не лежишь, протяжно хекая и держась за свои суставы - то это, в принципе, здорово! Знаменитый Тим Бертон (которому 25 августа стукнет 54) в "Мрачных тенях", ничтожно сумняшеся, воплощает свою детскую мечту, пересняв любимый сериал, который шел еще в 1966-1971 годах, когда юный Тим еще только начинал дружить со скелетами (ласково ковыряясь в их пустых глазницах на местном кладбище и нашептывая заунывные колыбельные), а также приобщаться к миру всего мрачного и таинственного. "Процесс пошел" весьма недурно, и Бертон постепенно стал тем великим режиссером, которого мы все знаем, снявшим и "Сонную лощину", и "Труп невесты", и недавнюю "Алису в стране чудес" (хотя здесь вопрос "величия" весьма спорен) и много еще чего хорошего и веселого... И вот, самое время возвращаться к истокам. Наверняка, Тим приступал к съемкам фильма с трепетом и большим желанием не подвести, не уступить некоему внутреннему идеалу... Снова окунуться в мир детства... А ведь ему еще платят за это деньги! Неплохие деньги.

Как говорят в "Поле чудес", "пользуясь случаем", Тим запихнул в римейк сериала все, что только возможно: элементы хоррора (хотя, если начистоту, то картина не страшнее возвращения Мурзилки в костюме клоуна из "Оно" на детский утренник), мистики, гротеска, комедии, пародии, самопародии, отдал дивную дань 70-м, воплотив их дух на экране... в общем, расстарался на славу. Получилась эдакая "весела сумiш" на тему эклектического противостояния разбуженного в новом времени вампира (Депп) и злонравной ведьмы (Грин), уничтожившей его родителей и любимую, а самой прекрасно сохранившейся до наших дней...

В чем Бертона никогда нельзя было упрекнуть - так это в отсутствии стиля. Не стали исключением и "Мрачные тени". Стиль здесь ощущается от первого и до последнего слова. Кстати, именно начало и концовка - самые лучшие места в этой ленте, появление в семье Коллинзов гувернантки Виктории и финальная "битва" с ведьмой претендуют почти на эталон подобных экранных сцен. Мастерство Бертона в них, без преувеличения, впечатляет.

Великолепен подбор актеров. Почти с каждым персонажем маэстро попал в яблочко. Конечно, в талантах Деппа и Хелены Бонэм Картер мы и не имели чести сомневаться, но, признаться, был удивлен яркостью образа не только гениальной Мишель Пфайффер, но и "ведьмы" Евы Грин, которая раскрылась в этой роли просто на 200%. То ли талант Бертона ее к тому подтолкнул, то ли правы досужие слухи о "позакиношном" романе Грин и Деппа, послужившим источником вдохновения... Но гадать не будем, результат - налицо. А как точно Бертон "нашел" Беллу Хиткот в качестве "возлюбленной" Барнабаса Коллинза, то бишь, Деппа! Опять же таки - попадание в цель больше 100 процентов. Не забудем отметить и "вампиршу" Хлою Морец из "Впусти меня", которая становится все более узнаваемым лицом, в ее-то годы. В общем, все, что касается подбора кадров и игры - самая максимальная оценка.

Минусы? Они, безусловно, есть. Прежде всего, ощутимый запах "нафталинчика", что душком проносится в середине картины, когда мы чувствуем и вспоминаем ту забавную наивность, что присуща старому кино... С одной стороны, Бертон верен истокам и очень бережен с оригиналом, с другой, кино сегодня стало совсем другим, резче и динамичное. Не побоюсь сказать, накликав гнев "ветеранов", оно стало лучше, если не в части искренности, то реализма - уж точно... Поэтому не все "ретро-сцены" в "Мрачных тенях" воспринимаются на "ура". Мне даже кажется, хотя не претендую на точность оценки, что, заковав себя в определенные рамки, нет, не жанра - здесь Бертон беззастенчиво рвет все тонкие границы - а именно какие-то временно-стилистические, мэтр тем самым отказался от идеи снять по-настоящему убойный и впечатляющий римейк, от начала и до конца... Но, вероятно, режиссер и не особо стремился к этому. Опять боюсь ошибиться, но, такое впечатление, что самого Бертона вполне устроила своеобразная "игра" с самим собой и жанровыми установками...

Потому что количественно пародийных сцен в "Тенях", действительно, зашкаливает. Даже не успеваешь среагировать и вовремя понять, откуда мелькнула эта сцена, этот эпизод, как уже началась следующая... И новое "де жавю". "Мистер и миссис Смит", "Волк", "Сонная лощина", "Алиса в стране чудес", "Интервью с вампиром" и многое, многое, многое другое...

Но надо бы остановиться и подытожить. Фильм, безусловно, стал событием, он красив, стилен и изыскан, как в совершенстве написанная картина, которую впору повесить в рамочку на стенке на самом видном месте. Тонкий бертоновский юмор, эдакая ледяная улыбка вампира, абсолютно не лишенная обаяния, вспомните хотя бы сцену "Барнабас и укуреши". Отличная работа во всех отношениях! Но... тот определенный анахронизм, ретро-символизм, что заложен в ленту, местами довольно простенький и прозрачный сюжет, не представляющий из себя больших загадок - все это не позволяет отнестись к "Мрачным теням" как к шедевру, а, скорее, заставляет посмотреть как на любопытный эксперимент Мастера. Вряд ли эта лента взывает к вторичному пересмотру зрителем, что также показатель.

Классное кино, подлинный образчик стиля, исполнения. Но эта не та картина, которая западает в душу. На нее можно посмотреть, полюбоваться на своем месте "на стенке", но ты не возьмешь ее в руки, не станешь думать над ней, не поставишь себе на стол, не будешь снова и снова к ней обращаться, вглядываясь в детали.

Но это вовсе не повод отрицать мастерство "художника" и несомненные достоинства "Мрачных теней" Тима Бертона.

ЗЫ: Кстати, экранные события происходят в "кинговском" придуманном штате Мэн. Что это, дань уважения мэтра Тима мэтру Стивену?.. В сериале такого точно быть не могло.

1
Ксеркс 16 травня 2012
Like

Ім’я:
21 жовтня 2019
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Бегущая к пруду Бегущая к пруду

  Даже шекспироведы не раз подмечали: в "Гамлете" Офелия является, пожалуй, одним из самых недораскрытых персонажей, ее...

05 серпня 2019
Крестовый заплыв Крестовый заплыв

  "Его прощальный поклон" от 10-го Одесского международного кинофестиваля. В небольшом заключительном обзоре поделюсь с...

25 липня 2019
Теплое дело Теплое дело

  Еще одна документальная отечественная лента, представленная в последние дни 10-го ОМКФ, без прикрас поведает нам о суровых...

25 липня 2019
Между кино и жизнью Между кино и жизнью

  Пожалуй, лучший украинский фильм на 10-м Одесском международном кинофестивале! Самый органичный и живой, вызывающий душевный...

25 липня 2019
Прыжок к счастью Прыжок к счастью

 Довольно достойная литовская лента из международной конкурсной программы, увенчавшая 9-й день 10-го Одесского международного...

25 липня 2019