Сандра – сотрудница небольшой компании по производству батарей. Субботним утром раздается звонок, из которого ясно одно – общим голосованием ее решили уволить. Пока она из-за клинической депрессии была на больничном, начальник заметил, что коллектив вполне справляется без нее. Каждому из 16 сотрудников поставили ультиматум: тысяча евро в виде премии или сохранение рабочего места для Сандры. Только двое отказались от денег. Муж героини понимает, что без этой работы им не прожить, и вынуждает супругу за два дня и одну ночь лично поговорить с каждым из коллег и попытаться убедить на повторном голосовании все-таки отдать голос в их пользу.
Братья Дарденн – из тех людей искусства, которые не изменяют своим принципам. Из фильма в фильм они используют стандартный набор приемов, но каждый раз остаются неизменно актуальными. Снова предельный реализм, снова социальные проблемы нуждающихся слоев общества, снова пренебрежение к очевидному морализаторству. Аскетичность исполнения возводит в абсолют всю злободневность поднятых в рамках конкретного фильма тем. Здесь важны не художественные приемы, а максимальный контакт со зрителем и тонкое умение вовлекать в процесс, когда невольно задумываешься, как бы поступил сам.
На этот раз предельно точный удар приходится на аморальность капитализма, социальное неравенство и полную незащищенность конкретного человека от давления начальства. Дарденны без лишних реверансов срывают маску с фальшивой европейской толерантности и проектируют это на личные побуждения конкретных людей. Сам выбор, показанный в фильме, ужасающе аморален – прибавка к зарплате или человеческая жизнь. Главная героиня ведет диалог с совершенно разными людьми. Аргументы в пользу себя приводит одни и те же, ответы тоже вполне очевидны, но мотивация у каждого своя. Кому-то эта премия жизненно необходима, кто-то просто не хочет отказываться от лишних денег. Некоторые соглашаются поддержать Сандру, но делают это скорее из жалости, нежели из чисто человеческих побуждений. Режиссеры с помощью шестнадцати встреч проводят сильнейший по своей мощи социальный анализ, который незримо делает срез современного общества.
Как ни удивительно, Дарденнов мало волнует социальная сторона вопроса. За очевидным желанием заставить говорить о реальной проблеме родной Бельгии режиссеры прячут более глобальные размышления о моральной стороне вопроса. Имеет ли право человек вершить судьбу другого, да еще и таким животным методом? Способен ли он на возрождение утраченных личностных качеств? Готовы ли люди на солидарность и единение в условиях искусственной вражды и противостояния? Как закончится встреча каждого из героев со своей совестью? Бельгийцы не вешают ярлыков и не пытаются вывести какую-то формулу для решения проблемы. Многие вещи в этом мире сугубо индивидуальны, и каждый вправе сам решить, на чью сторону стать и с кем себя ассоциировать.
За внешней неприглядностью одни из самых титулованных европейских режиссеров сумели спрятать множество современных изъянов общества. Кинематограф для них – не способ реализации творческого потенциала, а мощный катализатор для духовного и физического исцеления тотально покалеченного поколения. Рано или и поздно и в вашу дверь постучится сутулая, обессиленная и раздавленная горем Сандра. Жизнь дала нам уникальный дар – совершать выбор. Только ответственность за него нести тоже придется в одиночку.