Звездная пыль для избранных
Выходец из ЮАР, переехавший в Канаду, режиссер и сценарист фильма «Элизиум» Нил Бломкамп, кажется, обожает две вещи: фантастические миры будущего (при этом достаточно технологично продуманные) и темы социального неравенства. Не знаю, как насчет первого, но второе скорей всего обусловлено последствиями апартеида в ЮАР, свидетелем которых пришлось стать юному Бломкампу. Две названные выше особенности в предыдущем творчестве режиссера дополнялись еще и чудным новаторским ходом – постановочной документальностью картин. В последнем же творении Бломкамп решил от этого отказаться. И, может быть, зря.
Картина начинается с предположения: что было б, если бы лет так через 150 наша планета не смогла обеспечивать сносные условия для существования? Вот Вам ответ: сообразительный высший класс переехал бы в новый чудо-мир, построенный на расстоянии практически вытянутой руки от родной Земли. И звался бы этот мир Элизиум. Там люди не знали бы бед, а любую (даже смертельную) болезнь можно было бы излечить за 5 минут, там бы учтивые роботы подносили Вам коктейли и охраняли Вам сон. Но что было бы с Вами, не будь Вы высшим классом? Тут ситуация хуже. И именно так не повезло друзьям детства Максу (Мэтт Дэймон) и Фрей (Алиси Брага). Когда-то маленькими они мечтали попасть на Элизиум, но сейчас Макс, бывший угонщик автомобилей, работает у заводского конвейера, а Фрей – медсестра, к тому же со смертельно больной дочерью.
И вот в один день во время работы с Максом случается несчастный случай, после которого робот сухо сообщает, что ему осталось жить 5 дней. Тут над Максом берет верх инстинкт «выжить любой ценой», и он соглашается на суперопасную миссию в обмен на билет до вожделенного Элизиума. Ему нужно украсть для местного подпольщика данные из головы (да-да, и такое здесь возможно!) своего босса, руководителя завода. Этого самого отстраненного руководителя сыграл, кстати, очень хорошо узнаваемый по подобным второстепенным ролям Уильям Фихтнер («Черный ястреб», «Темный рыцарь»).
Все это приводит нас к другой сюжетной линии. Оказывается, грозная министр обороны Элизиума Делакур (Джоди Фостер) планирует, на секундочку, государственный переворот, для чего ей нужен ни кто иной, как все тот же злосчастный глава завода с его инфой. Ну в общем, данные Макс достал, босса своего убил, но при этом сам стал мишенью, обладая теперь контролем над всем Элизиумом в виде тех самых секретных данных. А тут еще и старая подруга донимает его с просьбами спасти больную дочь. Плюс грозный солдат смерти, посланный Делакур, не дает покоя. Последний, надо заметить, воспринимается как упрощенная версия персонажа Тома Харди из «Темного Рыцаря». Такой вот набор несчастий, с которым Максу по классике жанра необходимо справиться.
Не грешно, думаю, будет признаться, что после «9го района», предыдущей картины режиссера, зритель с трепетом (как оказалось, слегка чрезмерным) ждал его новую работу. Трепет был удовлетворен, частично. Любителям жанра непременно придётся по вкусу хорошо прорисованная космическая станция (к слову, напоминающая 40-летний аналог Стэнли Кубрика), роботы, имеющие сходство с кентаврами, российское оружие, которое (с чего бы это?) отказывает в ответственный момент. Многие также, думаю, соскучились за бывалой космонавтшей Джоди Фостер. Мне лично, весь фильм хотелось крикнуть ей «Давай Джоди, сделай их всех!», хоть она и была главным антагонистом истории. Что же касается сюжетного развития картины – можно предположить, что Станиславский им бы не поверил. Немного поверхностными показались характеры персонажей, как собственно и раскрытие центральной идеи фильма: пресытившуюся властью социальную верхушку должно настигнуть закономерное наказание от уставшего от ущемлений и восставшего народа. Знакомый мотив, не правда ли? И все же, о прелестях и недостатках фильма, думаю, стоит судить каждому отдельно, так что welcome to Elysium!