Тайны и ложь


Рецензія на фільм: Франц
Фільм Франц

 Шестнадцатый полнометражный фильм Франсуа Озона – историческая и романтическая драма, которая элегантно перетекает из черно-белой гаммы в цвет (и обратно). Это – большой и прекрасный фильм о лжи и отчаянии, великолепно сыгранный страстным и грациозным Пьером Нинэ и Паулой Беер, ставшей настоящим открытием фильма.

1919 год, небольшой немецкий городок. Кладбище, могила и перед ней молодая женщина, удивленная появлением на ней цветов, которые она не приносила. Каждый день Анна покидает дом своих приемных родителей, чтобы отправится к месту упокоения того, кто так и не станет ее мужем – Франца Хоффмайстера, молодого романтического пацифиста, погибшего на фронте во Франции. И тут появляется Адриен, француз – взволнованный, с трудом находящий слова, чтобы сквозь сдерживаемые слезы отвечать на вопросы Анны. Да, они были друзьями, да, они познакомились в Париже еще до войны…
Основой своего 16-го полнометражного фильма Озон выбрал пьесу Мориса Ростана (сына Эдмона, автора «Сирано де Бержерака) «Человек, которого я убил», которая через семь лет после написания вдохновила Эрнста Любича на создание единственной в его фильмографии драмы «Недопетая колыбельная» (1932). Это история о войне и смерти, о печали и вине, о любви мечтаемой и любви пережитой, о стойкости и о прощении. О том, как война уничтожает тела и сердца, как смерть сына влияет на семью и как жизнь предлагает ему замену. Фильм тонко фиксирует мертвящую атмосферу, которая царит в Германии: городок оплакивает не только Франца, но и десятки других сыновей, и появление в нем француза воспринимается как скандал. Особенно, когда большинству кажется, что он пытается занять место Франца в семье Хоффмейстеров и сердце Анны: зарождение и подъём национализма, который спустя пару десятилетий выльется в кошмар Второй Мировой, можно буквально ощутить наощупь.
Но «Франц» - это и большой романтический фильм, в сердце которого кроется секрет, фильм, в котором воспоминания приукрашены ложью, усиливая чувства, фильм, ткань которого соткана из воздушных нитей искусства (картина Мане, скрипичные мелодии). И его центральной фигурой оказывается Анна – молодая женщина, жизнь которой остановилась в минуту смерти ее жениха. Анна, подталкиваемая своими приемными родителями к жизни, а, значит, и к Адриену, отправляется во Францию на его поиски. И тут она поймет, что ее представления как об Адриене, так и о Франце, несколько не соответствуют действительности. Повествование приобретает крайне жестокий характер: Анна остается одна, без всякой моральной поддержки (она не может раскрыть правду родителям Франца, ведь она может убить их). Так она становится в ряд женщин-жертв, созданных Озоном (подобно героиням фильмов «Под песком», «Ангел», «Молода и прекрасна). И эти ощущения столь же невыносимы, сколь блистателен и трогателен фильм в целом – и во многом благодаря талантам Паулы Беер и Пьера Нинэ. Браво! 
0
Алексей Першко 16 листопада 2016


Ім’я:
30 липня 2021
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Жизнь – это пляж Жизнь – это пляж

Украинского зрителя ожидает нечастое событие – новый фильм М. Найта Шьямалана «Время» с великолепным актерским ансамблем...

28 липня 2021
Bungle in a Jungle Bungle in a Jungle

 Была когда-то такой хит у британской группы Jethro Tull, но сейчас речь не о нем, а о хите другом – фильме Хауме Коллет Серра...

27 липня 2021
Трудности пандемического экзорцизма Трудности пандемического экзорцизма

Если режиссер хочет снимать фильмы, то он будет делать это в любых условиях (мы же ведь все помним, что творчість то є акт волі). На наши...

26 липня 2021
Впадаем в детство Впадаем в детство

На украинские экраны выходит многострадальный фильм «Глаза змеи. Начало Джи.Ай.Джо»: страдания его заключались в неоднократных...

22 липня 2021
PTSD от Escape Room PTSD от Escape Room

 В очередной раз приходится писать избитую фразу: причины, по которым снят фильм (в данном случае – «Смертельный лабиринт...

13 липня 2021