Стекло - рецензія на фільм Скло

Увійти через
Реєстрація
 
Стекло
 
Фільм Скло

В завершающей серии авторской киновселенной потенциал кроссовера «Неуязвимого» и «Сплита» уходит в крутое пике

По собственному признанию, идею создания киновселенной Шьямалан вынашивал еще на заре «нулевых», когда ни Marvel, ни DC о таком даже не помышляли. Первой ласточкой должен был стать «Неуязвимый» (2000 г.), где еще в самом соку Брюс Уиллис и уже маститый Сэмюэл Л. Джексон разыгрывали противостояние антиподов: первый умел выживать в ужасных катастрофах без единой царапины, а кости второго были хрупкими, словно логика предвыборных обещаний. Автор, к тому моменту снявший достойное «Шестое чувство» (1999 г.), сместил акцент борьбы противоположностей с экшена в сторону вербальных пассажей с целью превращения ленты в мистический триллер, по образу и подобию своей предыдущей работы. То ли идея оказалась не до конца проработанной, то ли публика к такой подаче супергероев была еще не готова, но «Неуязвимый» в прокате провалился, заставив Шьямалана отложить свою киновселенную аж на 16 лет, вплоть до финальных титров «Сплита» (2016 г.), когда зритель неожиданно узнает, что действие фильма-бенефиса Джеймса МакЭвоя разворачивается в мире героев Уиллиса и Джексона. 
На харизме главного персонажа «Сплит» при бюджете в 9 млн. долл. США аж 31 раз окупился в мировом кинопрокате, собрав урожай в 278 млн. вечнозеленой валюты. Поэтому режиссер решил не затягивать с третьей серией и уже в январе 2019 г. свел заглавных героев – Девида Данна (Брюс Уиллис, Неуязвимый), Элайджу Прайса (Сэмюэл Л. Джексон, Мистер Стекло) и Кевина Венделла Крамба (Джеймс МакЭвой, Орда) – в рамках завершающей картины «Стекло». 
Две противоположности, Элайджа Прайс по кличке Мистер Стекло, чьи кости могут сломаться от малейшего на них воздействия, и неуязвимый, но слегка постаревший супергерой Дэвид Данн, оказались вместе в одной психиатрической лечебнице. То, что они считают своим превосходством, для общества является изъянами. В той же психушке оказался ещё один парень, у которого есть множество личностей – его зовут Кевин, а иногда просто Сплит. Мистер Стекло сумел убедить парня встать на свою сторону, чтобы вместе бежать с этого места. Элайджа знает, что одна из личностей Сплита – это ужасный и неконтролируемый Зверь, равных которому сложно найти. Дэвид Данн обязан их остановить. Если выпустить Зверя на свободу, ничего хорошего не будет.
Сделав единую смесь из провального и удачного проектов, автор рискнул назвать свое новое творение именем героя из фильма-неудачника, но на капитанский мостик ставит персонажа, усилиями которого киновселенная обрела второе дыхание. «Стекло», по сути, это прямой сиквел «Сплита», где ставка в открытую делается на харизму и прокачанный торс Джеймса МакЭвоя. Его игра выше всяких похвал и упирается лишь в криво выстроенные рамки сценария, а также необходимость дать экранное время другим задействованным лицам. Брюс Уиллис уже похоже «наелся» и снимается, скорее, по привычке, нежели с целью заявить о себе по-новому. Его герой насколько сильный, настолько же серый. Являясь единственным положительным лицом из всей троицы, он не провоцирует никакого сочувствия и желания следить за его судьбой. 
Персонаж Сэмюэля Л. Джексона – это бесправный раб сценарного хода девятнадцатилетней давности. Тот ход себя совершенно не оправдал, но соблюдение логики вселенной требует вновь погрузить его в унылый образ отрешенного социопата, одержимого идеей супергеройства. Поэтому зритель, жаждущий лицезреть актера в имидже из «Джанго Особожденного», «Омерзительной восьмерки», «Kingsman» или хотя бы Ника Фьюри, может спокойно проходить мимом кинозала с показом «Стекла», потому как сценаристского мастерства Шьямалана не хватило на создание интересного злодея. 
М. Найт гнет свою линию от 2000 г. на тему «герои среди нас». Играя на поле Мистера Стекла, он насаживает зрителя на бисер по-тарантиновски длинных диалогов и визуально зажимает аудиторию крупными планами собеседников, что, глядя в камеру доносят свои предметные мысли. Усилиями главной троицы и нового введенного персонажа в исполнении Сары Полсон («Птичий короб», «8 подруг Оушена») сюжет, словно Тетка-Каштанка бегает от одного хозяина к другому и не может понять, что же скрывается за супергеройством. Реальные сверхспособности или стечение обстоятельств, в которое попали психически нездоровые люди. Может показаться, что индийский американец предлагает альтернативный Марвелу приземлённый взгляд на суперсилу. Но этот взгляд упирается в мелководье, на котором плавает сценарная логика, а также отдает вторичностью, т.к. подобная идея «повседневного геройства» уже была отыграна в депрессивном «Защитнеге» (2009 г.) с Вуди Харльсоном и более цветастой пародии на комиксы – дилогии о Пипце. 
За три года Аня Тейлор-Джой, та самая Кейси, что весь «Сплит» отходила с каменным лицом, научилась играть новую эмоцию – радостную улыбку. А вот М. Найт Шьямалан как возлюбил в «Шестом чувстве» финальный твист, так и продолжает его эксплуатировать уже двадцать лет кряду. И пусть в ранних работах такой ход порой выглядел предсказуемо, но все же логично, то сценарная халтура «Стекла» перед финальными титрами входит в свой апогей, и внезапно прилетевший твист-кирпич разносит правила вселенной на мелкие осколки. 
«Стекло», как и «Сплит» — это фильм имени Джеймса МакЭвоя. Если принять его сиквелом, где к главному герою добавились два каких-то унылых персонажа и не особо вдумываясь в логику происходящего, сосредоточиться на игре шотландского актера, то из кинозала можно выйти более довольным, чем при серьезной попытке связать три разных фильма в цельное полотно. 
Ранние работы М. Найта Шьямалана – «Шестое чувство», «Таинственный лес», «Знаки» – для своего периода выглядели интересно. Но времена изменились, а режиссер нет. Годы уложились в десятилетия, а Шьямалан все еще продолжает снимать по трафарету «Шестого чувства». 
А трафарет-то изнашивается.
5 из 10
Рецензія на фільм Скло 0  
Pavlo Chaplygin 19 січня 2019
Коментарі
 
Ім’я
21 квітня 2019
Ваш коментар

Підписатися на обговорення

Інші рецензії автора

Шазам!

Потрогай мой посох – и прибудет с тобой сила!

— 16 квітня 2019

 
Кладбище домашних животных

Иногда пропустить фильм – лучшее решение

09 квітня 2019

Капитан Марвел

Сильная. Независимая. Ненужная. 

11 березня 2019

 
Дьявольский Эфир

 Когда и сказать особо нечего

27 лютого 2019

Власть

 Байопик о сером кардинале Белого Дома

25 лютого 2019

 
Оцінка автора
7,3 Рейтинг
фильма
Всього оцінок: 105



fk tw