Чужая душа - потемки
Пятая годовщина свадьбы оборачивается для Ника Данна (Бен Аффлек) трагедией - в доме погром, жена Эми (Розамунд Пайк) исчезла. В ходе расследования становится ясно, что главный подозреваемый - сам Ник. Впрочем, фраза о том, что самый очевидный вариант - правильный, вовсе не является аксиомой.
Анализируя работы Дэвида Финчера, рано или поздно приходишь к одному и тому же выводу - этот человек не подводит. Поклонники франшизы о Чужих могут не согласиться и приводить свои аргументы, но большинство зрителей сойдется во мнении, что уже более чем двадцать лет Финчер старательно культивирует термин "хорошее кино". Иногда тяжелое и жестокое, иногда циничное и обличающее, иногда грустное и пессимистическое, но неизменно хорошее. Качественное, высокопробное, отличное, первосортное - можете продолжить синонимичный ряд, эпитеты в нем будут одного толка.
"Исчезнувшая" - не исключение из правил. Бестселлер Гиллиан Флинн при всем желании не назовешь романом, который легко экранизировать. Но, чем чаще мастер справляется с трудностями, тем большего успеха он добивается в своем ремесле. Те, кто не читал книгу, не раз удивленно поднимут брови. Те, кто знаком с первоисточником, выйдут из зала с теплым чувством удовлетворения и ухмылкой на лице - надо же, справился.
"Только без спойлеров!" - просят представителей СМИ, приглашая на пресс-показ. Остается говорить намеками, ходить по льду, который вот-вот треснет - неловкий шаг, и станешь жертвой праведного гнева будущих зрителей. Шаткую конструкцию свалить куда сложнее, чем сделать так, чтобы она устояла. "Специально для фильма Флинн написала новую концовку", - говорят создатели, играя с публикой в кошки-мышки. Впрочем, плотный клубок из лжи, правды, любви, ненависти, тайн, откровений, надежд и безысходности, в любом случае, разматывается вопреки всем законам логики - уж очень материал противоречивый. Казалось бы, вот она нитка, гладко тянется, но прошло какое-то мгновение, и в руках снова запутанный комок.
Публика сталкивается не только с триллером, с детективной составляющей, но и с вполне конкретными рассуждениями на тему того, что близко среднестатистическому представителю социума. Вы ведь знали, что брак - это, прежде всего, работа, над собой и над своей половинкой? Понимали, что масс-медиа способны влиять на мнение людей, незаметно дергать за ниточки, склоняя к той или иной точки зрения? Убеждались когда-нибудь, что абсолютно каждый человек, если разобраться - книга, в общем-то, закрытая? Флинн буквально на пальцах разъясняет значение пословицы о чужой душе и потемках. Финчер, с математической точностью расставляя акценты, вторит автору. Как заправский фокусник, переворачивает все с ног на голову и обратно, но не останавливается на этом - впереди еще много изощренных поз.
Говорят, постановщик попросил Трента Резнора и Аттикуса Росса написать музыку, которая могла бы играть в массажном салоне. Все так, вот только в адресе этого салона должен значиться как минимум небезызвестный город Сайлент Хилл. Мнимое спокойствие, искусственная гармония, которые расползаются на лоскуты под неумолимым натиском спокойных, но, в то же время, пронзительных мелодий. Кутаясь в полутьму, Бен Аффлек оставляет далеко позади все свои Золотые малины. Розамунд Пайк решительно отметает в сторону изначальный скепсис - возможно, она и в правду не слишком сильная актриса, но перед магией волшебника Финчера не устоит никто. Еще раз в этом убеждаешься, когда даже Тайлер Перри - артист сомнительного свойства - смотрится в своей тарелке.
Некоторые конфликты невозможно разрешить. Некоторые люди не меняются, даже если имеют множество личин. Между счастьем и трагедией – прозрачная дверь, без видимых усилий открывающаяся в обе стороны. Чужая душа – действительно потемки. Даже та, которая может показаться такой родной.