Зеленый фонарь
Базу Лурману (создателю "Мулен Ружа", на минуточку, что априори означало, что проблем, как минимум, с музыкальным сопровождением в ленте однозначно не будет) удалась достойная экранизация "Великого Гэтсби" Фицджеральда, которую, думается, сам Фрэнсис Скотт (будь у него такая возможность) посмотрел бы не без интереса и внимания.
Кто сейчас протестующе поднимает брови и воздымает руками в негодовании с возгласами "Классика, о боже, классика!!! И это!..", наверное, просто плохо знаком с биографией самого Фицджеральда и ее вехами. Из которой мы знаем, что этот, вне всякого сомнения, весьма талантливый автор, был по жизни тем еще кутилой и гулякой, промотавшим изрядную часть своих сил и здоровья; не говоря уже о зазорных "тугриках". Лишь ближе к концу жизни, после болезни жены (психической) он попытался дать бой "зеленому змию", и то, с переменным успехом. А умер Фрэнсис всего в 44 года...
Таким образом, фильм Лурмана не только бережен с текстом (несомненно!), так сказать, "буквой" Фицджеральда, но и весьма близок ему по духу, по внутреннему содержанию.
Что сделал режиссер? Он "осовременил" роман - музыкой, атмосферой и внешними визуальными эффектами, расширив тем самым свою целевую аудиторию и значительно "омолодив" ее. Трансцендентальное, завораживающее начало, мягкая и очень стильная "картинка", отличный саунд, участие очень сильных актеров, Ди Каприо и Магуайра (которые, кстати, друзья по жизни)... Добавив к этому - великолепно переданная атмосфера "модерн"-вечеринок, так сказать, богемной жизни. А показав размах "алкогольных кампаний" того времени Лурман и вовсе стал необычайно "близок народу")) Некоторые смотрят и думают "блин, на прошлой неделе с Васютой почти также гульнули") Шутка. На самом деле, все понимают, что упор Лурмана на некоторых "неклассических" моментах - дань публике, что вносит определенное оживление в действо и не вредит "основной линии". Разве что заочно печени, если мысль действительно материальна))
В общем, стильно, красиво, зрелищно, эффектно, цепляет за живое - с "картинкой" и "аранжировкой" проблем нет, как, по большому счету, их нет и с актерской игрой (помимо главных героев понравились и Айла Фишер, и Джоэл Эдгертон, и Элизабет Дебики, и Джейсон Кларк, каждый внес свою небольшую лепту в общую "копилку"), и с динамикой (смотрелось абсолютно на одном дыхании, без пауз и с интересом). Много метких и хороших фраз романа имеют прекрасную возможность напомнить о себе. Что пострадало в экранизации по сравнению с книгой? Прежде всего, это две вещи. Первое - трагизм романа. Несмотря на финал, фильм не назовешь особо мрачным и горьким, он не "рвет сердце", как книга. Но... не могу назвать это большим минусом. Потому что картина не превратилась в "развлекалочку", не потеряла при этом в глубине (что самое главное). Просто лента получилась, как та зебра, более светлой, "полоса белая, полоса черная" и все-таки - "зеленый огонек надежды" в финале. Сквозь весь фильм он светит нам, этот маяк... Такая интерпретация мне по душе. Ведь не могла вся сила, энергия "Великого Гэтсби" уйти в никуда и просто растаять без следа... И не может фильм по Фицжеральду, этому великому и неоднозначному гению своей эпохи, быть простым, пусть и тщательным переложением. Лурман рискнул, и снова снял руж... то есть, простите, куш.
Второе, что вызвало вопросы - образы персонажей. Не все получились настолько четкими и сильными, как в книге. "Гэтсби"-Ди Каприо стоит особняком - отличная роль, браво Лео. Вновь порадовал не только своих поклонниц, но и почитателей его таланта (после "Начала", "Джанго" очередная удача постаревшего и помудревшего Ди Каприо, который в этом фильме выглядит, впрочем, очень молодо), пусть и вновь его печальная экранная участь косвенно связана с водой, вызывая нотку ностальгии. Хорошо передан "Ник" Магуайра, от лица которого ведется рассказ, харизматично представлен "Том", антипод Гэтсби в романе. В то же время образ "Дэйзи", как и некоторых неглавных героев раскрыт менее удачно, на мой взгляд. Но в целом - ничего криминального.
Очень мощная, сильная, стилистически безупречно обыгранная картина, экранизация великой классики, пропустив которую мимо ("а, скучно" или "у, очередное издевательство над наследием") Вы рискуете многое потерять.