Увійти через
facebook
 

Возмездие природы


Рецензія на фільм: Явище
Фільм Явище

"Мистер Райми, мы ничего не знаем о жизни, о правилах существования здесь и о том, что сокрыто за пределами нашего мира. Люди невежественнее свиней. О, у нас есть свои истины, догадки и мнения. Истин полно, выбирай на вкус: одна для христиан, другая - для евреев, третья - для мусульман. Каждая не менее верна и не менее глупа, чем любая другая. У нас есть ученые, великие умы, углубляющиеся в бездны времени и пространства, играющиеся с великими вопросами, как дети - с песком".

Даррен О Шонесси "Город смерти"

Это природное явление, и нам его не разгадать. Ученые найдут причины и напишут в книгах. Но это будет лишь теория. Ведь мы не сможем признать, что есть силы, которые нам понять не суждено.

"Явление" .

Фильмы о глобальных явлениях-феноменах, происходящих на нашей планете, подразделяются обычно на две основные категории: фильмы-предупреждения и фильмы-катастрофы. Данная картина, вне всякого сомнения, относится к первой из них. Причем режиссером и сценаристом выступает не кто-нибудь, а индусский маг и кудесник жанра, автор "Шестого чувства", "Кругов" и совершенно непроизносимой фамилии М. Найт Шьямалан. После провальной "Девушки из воды" и не дотянувшего до привычного уровня "Таинственного леса", критики в один голос заявили, что "был режиссер, да весь вышел", однако же, возможно, они несколько поторопились с выводами. Поскольку "Явление", однозначно, получилось хорошей картиной. Просто отличной.

Казалось бы, за основу взят достаточно стандартный сюжет. Некий супервирус-нейротоксин, беспричинно появившийся в воздухе, ипредположительно, выделяемый растениями, начинает стремительно убивать людей, начав с обычного городского парка и быстро расширяя зону своего влияния. Он лишает людей разума и вызывает в них непреодолимую тягу к суициду. Ему невозможно противостоять. От него можно только постараться спрятаться... Не правда ли, закваска знакомая? На первый взгляд, не лишена картина и типичных голливудских штампов. Всеобщая паника среди населения, новая «песня о главном» за экологию, средняя американская пара, как раз переживающая кризис, как и все, спасаются бегством, забавный друг-математик, наконец, заброшенный дом на окраине штата, в котором живет безумная старуха… Все это так, но только если дотошно разбирать фильм «по косточкам», рассматривая буквально под микроскопом отдельные элементы и составляющие. В целом же, фильм отлично снят и смотрится буквально на одном дыхании.

В фильме есть две смысловые линии. Главная из них – опять же о человеке и его месте в этом мире. Хотя за долгие годы человечество успело привыкнуть, что Земля не стоит на трех черепахах и таки-не является центром всей Вселенной (хотя недоверие к этому нет-нет, да проскользнет), все равно квинэссенцией нашего мировоззрения является эгоцентризм. Нас интересует лишь мы, лишь то, что будет с нами и в настоящий момент, с небольшим продолжением на краткосрочный период. «После нас хоть потоп», - типичная человеская пословица. Но кто мы такие, чтобы ставить себя в центр мира? Имеем ли мы на это право? И что мы знаем о мире, в котором живем?.. Правильный ответ – ничего. Почти ничего. Человек многое построил и многого достиг за эти годы, но все равно это ничтожно мало. Мы по-прежнему не знаем, достоверно, ни своего прошлого (лишь догадки, которые принято именовать теориями, а некоторые особо одаренные еще и выдают их за нечто несомненное, между тем, как фактом катастрофически не хватает), ни практической основы вещей, человеческий мозг так и не проник в тайны Вселенной, а сама загадка бесконечности, безразмерности этого мира вызывает у нас просто… панику. Мы стремимся к простым и понятным вещам, хотим чувствовать твердую, каменную поверхность под ногами… но сколь мало дорог еще освоено и мостов (над пропастями наших «белых пятен») возведено! Мы уповаем лишь на будущее и на потомков (т.е. на то, что произойдет после нашей физической смерти), но, между тем, мир вокруг нас непредсказуем… Мы сами упорно нарушаем природный баланс, изничтожая экологию в расчете на повседневную выгоду и что «все восстановится само собой», упорно дергаем за ниточку, что удерживает дамоклов меч, висящий над нами. И никто не знает, когда этой ниточке суждено оборваться…

Природа не сможет существовать без человека? Самый большой миф эгоцентризма. Мы без нее – нет, а она без нас – свободно. Равно как и «искорка» разума в новом витке жизненного созидания можно вспыхнуть в совсем ином существе, безудержно далеком от человеческого…

Это основная смысловая нить картины. Но фоном в ней подспудно проходит также и вторая идея, предупреждение. О том, что человеку невозможно бесконечно бежать, спасаться от самого себя. Прятаться средь шумной толпы, в узком кругу друзей, затем в «глухих углах», наконец, в полном одиночестве. Проследите сами за тем, через какой последовательный круг проходят главные герои фильма, прежде, чем, наконец, остаться беззащитными перед угрозой. Но когда-нибудь все равно придется дать ответ, встать лицом к лицу, увидеть истину. Когда-нибудь последняя дверь захлопнется, и мы останемся в тупике. Время работает не на нас. Но у нас всегда есть право и свобода выбора.

И мы еще можем прислушаться к предупреждению…

0
Ксеркс 30 грудня 2009
Like

Ім’я:
19 жовтня 2019
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Бегущая к пруду Бегущая к пруду

  Даже шекспироведы не раз подмечали: в "Гамлете" Офелия является, пожалуй, одним из самых недораскрытых персонажей, ее...

05 серпня 2019
Крестовый заплыв Крестовый заплыв

  "Его прощальный поклон" от 10-го Одесского международного кинофестиваля. В небольшом заключительном обзоре поделюсь с...

25 липня 2019
Теплое дело Теплое дело

  Еще одна документальная отечественная лента, представленная в последние дни 10-го ОМКФ, без прикрас поведает нам о суровых...

25 липня 2019
Между кино и жизнью Между кино и жизнью

  Пожалуй, лучший украинский фильм на 10-м Одесском международном кинофестивале! Самый органичный и живой, вызывающий душевный...

25 липня 2019
Прыжок к счастью Прыжок к счастью

 Довольно достойная литовская лента из международной конкурсной программы, увенчавшая 9-й день 10-го Одесского международного...

25 липня 2019