Личный ад Леоса Каракса


Рецензія на фільм: Корпорація "Святі мотори"
Фільм Корпорація
Пожалуй, не будет преувеличением утверждать, что Леос Каракс снял едва ли не самый значительный фильм десятилетия. И называется он не "Корпорация "Святые моторы" (такой перевод слишком лобовой, и - как и все лобовое - грубый. После просмотра становится очевидным, что называется он "Священные двигатели", а семантика последнего слова подразумевает не механизм, но побудительные мотивы души, те порывы и ценнности, которые движут жизнью всякого человека (особенно, если человек этот все еще соответствует своему родовому определению - homo sapiens).
"Священные двигатели" можно было бы назвать "Имажинариумом месье Каракса": если почти все свои предыдущие фильмы Каракс начинал цитатой из какого-нибудь классического фильма, то последняя его работа начинается как погружение в мир воображения и снов, каковым по мнению автора и есть кино - худощавый мужчина в темных очках (сам Каракс) просыпается в гостиничной комнате, окна которой выходят на взлетные полосы аэропорта "Шарль де Голль", а одна из стен скрывает замок, открываемый ключом, выросший прямо из руки мужчины. За стеной - кинотеатр с неподвижными зрителями. Утром обычного летнего дня из усадьбы где-то в богатых пригородах Парижа выходит ухоженный мужчина зрелого возраста (Дени Лаван) и садится в белый лимузин с чопорной дамой за рулем (Эдит Скоб), которая и отвезет его на первое задание - под видом старой нищенки просить милостыню на парижском мосту Александра Третьего. Все последующие ипостаси месье Оскара общим числом 9 (месье Дерьмо, умирающий русский старичок, каскадер, наемный убийца и пр.) напоминают о кругах ада. В данном случае - личного ада Леоса Каракса, в который он погрузился после смерти любимой жены Кати Голубевой. Эта трагедия буквально сочится из каждого кадра фильма, из каждого межкадрового пространства, что и делает "Священные двигатели" фильмом универсального свойства, выдающимся авторским высказыванием о самом главном - о сути человеческой природы, о самых сокровенных движениях человеческой души, о любви, смерти, - в общем, о самой жизни.
«Священные двигатели» - услада истинного киномана – переполнены кинематографическими аллюзиями и не в последнюю очередь – из лент самого Каракса. И в этом нет ничего постыдного – все свои фильмы Леос снимал о себе, вот только раньше его экранное альтер эго звали Алексом, а в «Священных моторах» его впервые именуют Оскаром. И это очень важно, ведь эти два имени и легли в основу анаграммы «Леос Каракс».
Но не будем советовать уважаемому читателю немедленно посмотреть этот фильм - подобные решения не должны приниматься под влиянием рецензий, а сам фильм - из тех, которые способны изменить отношение не только к кино, но и к самой жизни.
1
Алексей Першко 24 жовтня 2012


Ім’я:
13 червня 2021
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Девять жизней Доминика Торетто Девять жизней Доминика Торетто

Признаюсь, идя на просмотр девятой части (не считая спи-оффа) франшизы «Форсаж», думал, что писать рецензию будет...

09 червня 2021
Терпи и верь Терпи и верь

Эта фраза, неоднократно повторенная в диалогах и песнях фильма «На высотах Нью-Йорка», не исчерпывает всего посыла ленты Джона...

08 червня 2021
Нравоучительное порно Нравоучительное порно

 В программе «Фестиваль фестивалей» 50-го Киевского Международного Кинофестиваля «Молодость» показали возможно...

03 червня 2021
Заклятый круг Заклятый круг

Первые два фильма франшизы «Заклятие» стали своего рода кассовым феноменом (по не совсем понятным для автора этих строк...

03 червня 2021
Citius, altius, fortius Citius, altius, fortius

В столичном кинотеатре «Оскар» в рамках 50 Киевского кинофестиваля «Молодость» прошла украинская премьера...

02 червня 2021