Рай в огне
26 — 29 ноября 2008 Индия пережила несколько самых драматичных дней в своей истории – атаку террористической организации «Лашкаре-Тайба» на Мумбай. Целями стали вокзал Виктории, полицейский участок, гостиница «Оберой», а кульминацией стала драма с заложниками в отеле «Тадж-Махал». Именно эти события и стали основой триллера на основе данных исторических событий режиссера Энтони Мараса «Отель Мумбаи: Противостояние» (Hotel Mumbai).
Итак, 26 ноября. В этот день группа молодых людей на лодках переправляются в Индию; их цель – умереть, но умереть совершая джихад – и «отомстить за нищету и бедность, в которые их обрекли неверные». Одна группа атакует вокзал, вторая – кафе, но вместе с посетителями, волна хаоса заносит их в воплощение роскоши – отель «Тадж-Махал». Здесь же сходятся и сюжетные линии других героев – официанта Аржуна, шеф-повара Хемант Оберой, богатого архитектора Дэвида Дункана, его жены, русского олигарха Василия Арчевского, других гостей и персонала.
Фильм смотрится на одном дыхании, авторы смогли показать «блеск и нищету Индии», идущих бок о бок. Официант Аржун приходит на работу из бедной квартиры в блистающей роскошью отель, террористы спрыгивают в добротных костюмах на берег грязного Ганга, чтобы начать свою миссию во имя фанатичной идеи. Собственно, драма персонажей здесь не оттеняют реального фактажа перипетий штурма, когда спецназ из Дели пришлось ждать целый день, раскаленной драмы схватки – которая передается через отличную операторскую работу и звуковое сопровождение. Авторам удалось почти невозможное – показать человечными, раскрыть мотивы даже вооруженных фанатиков – а не серыми пятнами, как обыкновенно в голливудском кино. Так же в этом кино нет традиционного образа супергероя – здесь герой каждый, кто проявил выдержку и умение подставить ближнему плечо. В кино короткими вставками использованы и кадры реальной кинохроники…
Образы фильма достаточно разнообразны – от террористов, которые показаны скорее жертвами фанатизма и их общего социального положания, до персонажей, которых меняются до неузнаваемости. Как пример - русский бизнесмен Василий Арчевский, в исполнении Джейсона Айзекса, цинично перебирающий карточки элитных «девушек по вызову» в ресторане, использует свое знание психологии чтобы вернуть коллективу спасшихся самообладание. Это и официант Аржун – актер Дев Патель – который умеет организовать отход в безопастное помещение гостей, среди которых и архитектор Дэвид (Арми Хаммер) – но все решиться в последние секунды. Конечно, да, в общем рисунке сказалось и умение подбора актеров на роли основного и второго плана.
Как вывод. Почти единственной претензией этому фильму можно выставить тот факт, что художественное воплощение никогда точно не передаст драмы реальных людей, но в плане накала «Отель Мумбаи: Противостояние» отлично передает те раскаленные и драматичные события, унесшие жизни 175 человек…