Тени исчезают в полдень - рецензія на фільм Конформіст - Kino-teatr.ua

Київ
язык
Увійти через
facebook google

Тени исчезают в полдень


Рецензія на фільм: Конформіст
Фільм Конформіст

Творчество раннего Бертолуччи, золотая классика, которая оказывается удивительно актуальной по сей день. Можно даже сказать - особенно в наши дни. Кино насыщенное символами, аллегориями-полунамеками, двусмысленными сценами (когда этот фильм показывали еще при СССР, то почти полчаса было вырезано на этой почве) и... подлинно итальянское до глубины души. О чем? О фашизме и том, на что способен человек в своей низости.

События 40-х годов прошлого века. Главный герой (Марчелло) в исполнении Жана-Луи Трентиньяна - человек, получивший в детстве психологическую травму (к нему приставал извращенец, а мальчик случайно не только отбился, но и убил педофила), а в свои 34 работающий на спецслужбы фашистского режима. Сам он людей не убивает (для того есть "Манганьелло" и другие камрады), но всячески тому способствует. В жизни своей всего, чего он добивается - всего лишь "стать нормальным", так, как он это понимает: прийти на исповедь, потому что так положено, жениться и завести детей - потому что этого также требуют законы общества, в котором он находится. Встреча с прежней своей любовью, Анной, казалось, способна всколыхнуть его сердце, но... одновременно он получает приказ организовать ликвидацию профессора Квадри, своего старого преподавателя, который считает Марчелло другом и учеником. Анна же - его жена...

"Любовь иногда способна творить чудеса", - как ни странно, эту фразу произносит циник Манганьелло, а не наш герой. Потому что совершать поступки для него, думать, решать и делать выбор - задача для него слишком сложная. И чем больше раскрывается его характер и душа - тем в более темные бездны мы погружаемся...

Но на сам деле не он является главным героем, а именно сами зрители, внимающие его "свершениям". Почему людьми во все века находили способы управлять самые отъявленные злодеи и режимы, сродни фашистскому?.. Не потому ли, что в самой природе человека есть нечто подобное - послушание и непротивление злу? Именно на этой благодатной почве появляется то, что лежит в основе названия фильма. И то, что из этого вырастает - поистине страшно.

Увы, как описанные в картине узники пещеры Платона, люди внимают лишь тому, что способны узреть их зрительные рецепторы, услышать их уши... Все остальное недостижимо, пролегает за пределами их восприятия. Оно исчезает в темноте. В самом лучше случае - словно тени, что мгновенно исчезают даже не при свете дня, а просто при внезапно включенной лампе...

Многие люди сами исчезнут и канут в безликую тьму истории (как те самые тени) - но так никогда и не узнают, что же там, за "занавесом". Так уж устроено наше общество, рождающее малых и больших "гитлеров" и "сталинов". И тех безумных, глухих, слепых, немых соглашателей, покорно плывущих по волне, что их несет - потому что так удобно. Потому что так нормально. Никто из них так никогда и не поднесет фонарь, чтобы осветить тьму...

Помимо социально-философских вопросов, о внутреннем устройстве мира и людей, Бертолуччи в этой картине часто обращается к сексуальным аллегориям, используя для того фрейдистские "мотивы", экспериментирует не только с содержанием, но и с формой, подачей. Музыка, атмосфера, диалоги, рваный хронометраж - все вместе создает неповторимый мир Бертолуччи, в котором антиутопия успешно соседствует с неореализмом.

Как там говорится, "must have". Та картина, которую хотя бы раз в жизни (пусть даже для общего образования, если вдруг стиль сочтете архаичным, а ход действия - навязчиво-мутноватым; доводилось встречать такое мнение) стоит посмотреть.

0
Ксеркс 24 серпня 2014
Like

Ім’я
23 серпня 2019
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Бегущая к пруду Бегущая к пруду

  Даже шекспироведы не раз подмечали: в "Гамлете" Офелия является, пожалуй, одним из самых недораскрытых персонажей, ее...

05 серпня 2019
Крестовый заплыв Крестовый заплыв

  "Его прощальный поклон" от 10-го Одесского международного кинофестиваля. В небольшом заключительном обзоре поделюсь с...

25 липня 2019
Теплое дело Теплое дело

  Еще одна документальная отечественная лента, представленная в последние дни 10-го ОМКФ, без прикрас поведает нам о суровых...

25 липня 2019
Между кино и жизнью Между кино и жизнью

  Пожалуй, лучший украинский фильм на 10-м Одесском международном кинофестивале! Самый органичный и живой, вызывающий душевный...

25 липня 2019
Прыжок к счастью Прыжок к счастью

 Довольно достойная литовская лента из международной конкурсной программы, увенчавшая 9-й день 10-го Одесского международного...

25 липня 2019