Формула любви


Рецензія на фільм: Інтерстеллар
Фільм Інтерстеллар

Не уходи безропотно во тьму,

Будь яростней пред ночью всех ночей,

Не дай погаснуть свету своему!

Хоть мудрый знает – не осилишь тьму

Во мгле словами не зажжёшь лучей –

Не уходи безропотно во тьму.

В недалеком будущем человечество оказалось на грани вымирания. Уничтожено большинство сельскохозяйственных культур, а пыльные бури грандиозных размеров стали привычным явлением. У Земли практически нет шансов, потому NASA предпринимает попытку найти новую обитаемую планету - такие имеются в другой галактике, куда можно попасть с помощью неожиданно открывшейся возле Сатурна "кротовой норы". Миссию "Лазарь" возглавляет бывший пилот Купер (Мэттью Макконахи), обещающий своим детям, что обязательно к ним вернется.

В многочисленных интервью накануне премьеры "Интерстеллара" режиссер Кристофер Нолан не раз и не два подчеркивал, насколько плотно он сотрудничал с известным физиком-теоретиком Кипом Торном. Мол, история, показанная в фильме, имеет под собой научную подоплеку, и ее не стоит воспринимать как обычную фантастику - важно допускать, что нечто подобное может со временем стать вполне реальными событиями. Заглядывая на годы вперед, Нолан со своим братом Джонатаном (он писал сценарий) рисует неоднозначную картину, в центре, которой, впрочем, по-прежнему находятся незыблемые общечеловеческие ценности.

"Интерстеллар" - без сомнения, самая титаническая и претенциозная работа Нолана. Не зря он говорил, что на проект его вдохновила легендарная "Космическая одиссея" Стэнли Кубрика, уникальное явление в кинокультуре 70-х. Это явно тот случай, когда уже на стадии съемок была поставлена цель: сделать не просто фильм, но картину, которая станет классикой жанра. Максимальная амбициозность бьет по глазам и может смутить неподготовленного зрителя, на которого обрушивается лирическая ода длиною в три часа. Но бояться нечего - можно, как актриса Джессика Честейн, не понимать большей части того, о чем говорят герои. Когда на смену громоздким терминам приходят чувства и эмоции, все становится просто, как дважды два.

В современном кинематографе искусство идет двумя путями. Кто-то делает ставку на визуальную составляющую, поражая публику спецэффектами и забывая о том, что история не менее важна, чем картинка. Кто-то копает глубже: прописывает глубокие и многогранные характеры, ставит во главу угла людскую натуру, делает все максимально приземленно и буднично. Нолан пытается найти то место, где оба пути пересекаются. Космические зарисовки и инопланетные пейзажи делаю ему честь как талантливому художнику. Когда вместе с рыдающим героем Макконахи у доброй части зрителей глаза оказываются на мокром месте, понимаешь, что имеешь дело еще и с мастеровитой драматургией. Дополняют ли две стороны одной монеты друг друга? Вот на этот вопрос ответ выходит неоднозначный.

"Интерстеллар" едва ли может похвастаться сильными актерскими работами: Макконахи уже показал такой обширный горизонт своего потенциала, что в роли мечущегося между двух огней отца мало кого способен удивить. Но герой Мэттью - основа, колона, на которой строится остальная конструкция, где все остальные артисты выступают в роли красивых, но не слишком обязательных декораций. На общем фоне выделяются, пожалуй, только Мэтт Дэймон и 13-летняя Маккензи Фой. Остальных одной левой (которой у него даже нет) уделывает робот ТАРС - создание, даже отдаленно не напоминающее человека, а потому играющее исключительно голосом.

Сингулярности, червоточины, черные дыры, гравитации и прочие умные слова, о которых с важным видом вещают персонажи, на поверку оказываются пафосной ширмой, за которой прячется рассказ о том, как отец очень любит своих детей и готов ради них на все. О том, что любовь неподвластна времени, а надежда - это то, что помогает выжить. Причем подаются эти простые истины так душещипательно, что хочется зажмуриться от напора и попросить сбавить обороты. К тому же, мы и так все это знаем: с точки зрения мирской мелодрамы "Интерстеллару" не удается быть новатором. Приходится брать размахом.

Нолан уносит зрителя в далекие миры, открывает ему новые планеты и рассказывает о существовании в пяти измерениях, преследуя, при этом, не самую очевидную цель. "Интерстеллар", в сущности своей, о том, как люди искали формулу любви. А для этого вовсе не обязательно куда-то лететь.

PS. Автор приносит благодарность администрации кинотеатра "Оскар" за возможность увидеть фильм до его официальной премьеры в Украине.

1
ЮШ 06 листопада 2014


Ім’я:
26 липня 2021
Ваш коментар

Інші рецензії автора


 О чем втайне говорят мужчины О чем втайне говорят мужчины

Импровизация на известную тему от Квартета И.

14 лютого 2019
Мстители. Перезагрузка Мстители. Перезагрузка

Собрать всех героев вместе, устроить грандиозную битву с беспрецедентным количеством жертв и начать все практически с чистого листа –...

27 квітня 2018
"Черная пантера": самый красивый фильм Marvel, но… "Черная пантера": самый красивый фильм Marvel, но…

Сюжет примитивен, конфликт не цепляет, а главный герой и злодей получились донельзя плоскими. Зато "Черная пантера" запредельно...

15 лютого 2018
"Я, Тоня": смеясь над трагедией "Я, Тоня": смеясь над трагедией

"Я, Тоня" под новым углом смотрит на историю, которую в прессе назвали "самым большим скандалом в истории спорта США"....

08 лютого 2018
Право на любовь Право на любовь

Живописная сказка, поднимающая важную тему толерантности.

17 січня 2018