Увійти через
facebook
 

Правдивый развод


Рецензія на фільм: Розлучення Надера та Сімін
Фільм Розлучення Надера та Сімін
С некоторым опозданием на украинские экраны выходит лауреат Берлинского фестиваля 2011 года и еще дюжины других призов рангом пониже – иранский фильм «Развод Надера и Симин» Асгара Фархади. И тут стоит отметить, что берлинские лауреаты часто оказываются из категории фильмов, в которых рассказываемая история превалирует над кинематографическими качествами. «Развод Надера и Симин» с блеском опровергает это правило.
Отправная точка истории, рассказанной фильме на первый взгляд банальна – супруги разводятся, так как она хочет уехать за рубеж ради будущего дочери, а он хочет остаться ради больного отца. Но вот что бросается в глаза уже с первых кадров ленты, так это то, что портрет этой семьи – их манера одеваться и изъяснятся, их реакции – опровергает расхожие представления среднестатистического европейца об Иране. Эту семью легко представить на улицах Лондона или Парижа, Варшавы или Киева.
К семейной психологической драме вскоре добавляется еще один штрих: сиделка, нанятая Надером для присмотра за больным отцом, уходит на несколько часов, привязав подопечного к кровати. Старик падает и едва не погибает. Тон повествования повышается – сиделка увольняется, а ее супруг подает жалобу в полицию. Вообще надо сказать, что хаотическое нагнетание причин и следствий является движущей силой фильма: микроскопическая песчинка может вызвать песчаную бурю других конфликтов, подобно механизму цепной реакции. Более того, за этим человеческим материалом, которого уже вполне достаточно для того, чтобы рассматривать ленту Фархади как выдающееся произведение, разворачиваются еще и философские и политические страты. «Развод» может быть воспринят и как исследование природы правды. Конфликты, разворачивающиеся за 2 часа фильма, показаны с точек зрения многих героев, и это позволяет задаться рядом вопросов. Например, однозначна ли правда? Или же она изменчива, многозначна и зависит от точки зрения? И что примечательно, фильм, задающийся подобными вопросами, не несет на себе печати казалось бы неизбежной дидактичности.
Отметим также, что все вышесказанное было бы невозможно без великолепных актеров, которые по достоинству были оценены все на том же Берлинском фестивале.
Резюмируя скажем, что в лице «Развода Надера и Симин» имеем образчик большого кино, жесткого и наполненного адреналином. При этом Фархади являет нам еще один лик иранского кинематографа, столь же далекий как от красивостей лент Мохсена Махмальбафа, так и от больших концептуальных фильмов Аббаса Кьяростами. Логичнее было бы сравнить кинематограф Фархади с творчеством его европейских коллег Абдельлатифа Кешиша и Кристиана Мунгиу.

 

1
Алексей Першко 22 травня 2012
Like

Ім’я:
23 жовтня 2019
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Якщо любиш – пристрель! Якщо любиш – пристрель!

Вскоре украинскому зрителю представится счастливая возможность провести очередные полтора (ну ладно – чуть больше, особенно с учетом...

22 жовтня 2019
Клара, дракон и прочие чудики Клара, дракон и прочие чудики

 Сезон украинских премьер «Осень 2019» продолжается. На очереди – анимационная лента для самых маленьких...

21 жовтня 2019
Источник зла и птица Феникс Источник зла и птица Феникс

 На украинские экраны выходит лента «Малефисента. Владычица тьмы», которую (и ее предшественницу) многие посчитали...

16 жовтня 2019
Как - ещё зеленее?! И точно… Как - ещё зеленее?! И точно…

 Создать очередную сатиру на Американскую Мечту в смысле растиражированных всеми возможными способами картинок достойных зависти...

16 жовтня 2019
Woody Allen Light Woody Allen Light

Патриарх американского инди-кино, 84-летний Вуди Аллен, представляет на суд почтенной публики свой пятьдесят третий фильм под названием...

15 жовтня 2019