Увійти через
facebook google
 

Конец света Ксавье Долана


Рецензія на фільм: Це всього лиш кiнець свiту
Фільм Це всього лиш кiнець свiту

«Это всего лишь конец света» – адаптация одноименной автобиографической пьесы Жана-Люка Лагарса о драме одиночества, рассказанной от лица Луи, успешного писателя-драматурга. После 12 лет отсутствия в жизни своей семьи он вынужден навестить их и лично сказать о том, что скоро умрет. Лагарс, как и его персонаж, был геем, и также болел неизлечимой болезнью – в возрасте 38 лет он умер от СПИДа.

Пьеса о семейных узах не могла не заинтересовать канадского режиссера и любимчика Канн Ксавье Долана. Прочитав её еще в 2001 году, он пришел к экранизации только сейчас. И это к лучшему. Долан наконец-то показал зрелую сторону своего таланта и сконцентрировался на длительном процессе сложных семейных взаимоотношений, нежели на ребяческих предрассудках, что доселе мучали героев его фильмов.

Фильм получил приз Гран-при на Каннском кинофестивале, но оценка критиков оказалась неоднозначной. Новую работу режиссера ругают за поверхностность персонажей и прямолинейность подачи, но такое впечатление может сложится из-за невнимательности. Ксавье Долан один из тех молодых художников, что не умеют (пока?) творить отстраненно – как будто наблюдая со стороны. Каждый свой фильм он пропускает через себя и все они, в большей или меньшей степени, о нем же. Так что к пьесе Долан отнесся с огромным уважением (все реплики остались без изменений) и даже с романтическим трепетом. Пропустив эпизод непростого семейного ужина, которого при экранизации ждала участь чрезмерной театральности, через призму своего визуального мастерства (почерк режиссера можно смело назвать одним из самых стильных в современном кинематографе), Ксавье Долан создал безумно красивую и чувственную картину. Не изменяя манере говорить с надрывом и эмоциональной переменчивостью, режиссер пригласил звезд французского кино выкрикивать даже те реплики, что можно было произнести тихо. Роль робкого и молчаливого Луи исполняет Гаспар Ульель, чьи бездонные голубые глаза, немного перефразируя самого режиссера, «наполняют смыслом молчание его героя». Благодаря своему таланту и харизме Луи всегда был опорной точкой для своей семьи: матери в исполнении музы французского кинематографа Натали Бай, младшей сестры Сюзанны (Леа Сейду), что смотрит на него с детским обожанием и деспотичного на первый взгляд, но крайне слабого и неуверенного в себе старшего брата Антуана (Венсан Кассель). Единственным незнакомым человеком для Луи в тот день была жена Антуана трогательная Катрин (Марион Котийяр), которая, казалось, понимала его больше, чем кто-либо из близких. По приезде Луи, дом окутал настоящий хаос отверженности и непонимания, в котором все члены семьи отчаянно выдавали себя в том, как сильно они ждали его приезда, и как сильно они этого боялись.

Полная вовлеченность Долана в проект (режиссер также выступил монтажером) развязывает ему руки во введении всевозможных мелочей – будь это безвкусная одежда и макияж, которая диссонирует и отдаляет одних персонажей от других, современная поп-музыка, местами еще более неуместная, чем надоедливый mauvais ton присутствующих – или дополнительный, почти что сувенирный, символизм: старинная пыль воспоминаний, безжизненная кукушка, что вылетела из родного дома или пронзающий красный закат в самом конце.

Новую работу режиссера ругают за множество вещей, но есть в «Конце света» одна обезоруживающая деталь, способная разбить сердце любому зрителю – весь этот хаос и страх не из-за безразличия и неведения, а из-за того, что все уже давно знают, зачем Луи, спустя 12 лет, решил их навестить.

0
Кристина Каручек 03 листопада 2016
Like

Ім’я:
15 жовтня 2019
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Нічього не знайдено