Примитивизм готического шпиля


Рецензія на фільм: Солодке життя
Фільм Солодке життя
В плосковатом кинопрокатном пейзаже нашего отечества произошло событие тектонического масштаба – на экраны страны (пусть и в очень ограниченном масштабе) выпущена реставрированная копия одного из главнейших фильмов в истории мирового кинематографа – «Сладкой жизни» Федерико Феллини.
Великий кинокритик Франсуа Трюффо, впоследствии ставший великим режиссером, писал, что Феллини «показал, что режиссер – это человек, которого все с утра до вечера достают вопросами, на которые он и не может, и не хочет, и не должен отвечать. Его голова переполнена самыми различными идеями, ощущениями, впечатлениями, рождающимися желаниями, а от него требуют точных имен, цифр, указаний на место и время» Эти слова отлично характеризуют «Сладкую жизнь», при этом вполне совпадая с высказываниями самого Феллини об этом фильме, в котором не стоит искать точно выстроенной сюжетной линии. «Сладкая жизнь» - это словно набор разрозненных сценок из жизни римской богемы пятидесятых годов прошлого века, в одновременно бурном и мертвящем котле которого варится главный герой ленты – светский хроникер Марчелло (Марчелло Мастроянни, взятый на эту роль за отсутствием денег на гонорар Полу Ньюману, которого видел в этой роли сам Феллини). И именно вопреки этому хаосу и шуму (а может и благодаря ему) и рождается знаменитое феллиниевское чудо как некий противовес чуду в понимании религиозном, о чем прямо говорит священник в эпизоде явления лика Богородицы простым провинциальным детям. Описывая нравы римской богемы тех лет (или, точнее, состояние «после оргии», по определению Жана Бодрийара), Феллини отнюдь не морализаторствует: он сам утверждал, что «декаданс необходим для возрождения», а еще один великий режиссер и теоретик кино Пьер Паоло Пазолини отмечал присущую Феллини «недиалектичность отношений между грехом и невинностью». Вот только с тех пор прошло время, которое многое расставило на свои места и несколько подправило оптимизм Феллини: не потому ли ничего подобного его творениям не было снято с тех пор, что искусство превратилось в артхаус (который, впрочем, сам Феллини и породил своими лентами «Сладкая жизнь» и «8 1/5» , а кинофестивали, ставшие чуть ли не единственным местом, где его еще можно увидеть, должны в обязательном порядке быть обставлены всеми атрибутами той самой сладкой жизни?
А сама же «Сладкая жизнь» и поныне остается «примитивным готическим шпилем» по отношению к порожденному ею «артхаусу», который «столь высок, что не слышит, что говорят внизу».
P.S. Интересна «Сладкая жизнь» и появлением на экране двух будущих звезд: Нико, которой еще предстоит сыграть не последнюю роль в Velvet Underground Энди Уорхолла, и Адриано Челентано и по сей день радующего нас своими правильными песнями.
1
Алексей Першко 27 червня 2013


Ім’я:
19 вересня 2021
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Собор из песка Собор из песка

На экраны Украины и мира выходит лента, степень ожидания которой (и степень ожиданий от которой) столь высока, что впору задаться вопросом...

16 вересня 2021
Можно все Можно все

 Семейный дуэт режиссеров-документалистов в составе Арона Годе и Гиты Пуллапилли решили перенести свои профессиональные навыки из...

08 вересня 2021
Искры Аннетт Искры Аннетт

 К счастью, французский режиссер Леос Карракс, неоднократно посещавший Украину (а, по слухам, и проведший здесь инкогнито весьма...

07 вересня 2021
Окольцованные Окольцованные

Marvel Studios продолжает настойчиво разворачивать свою кино вселенную: на экраны Украины и мира выходит лента «Шан-Чи и легенда 10...

31 серпня 2021
Анна и Муди Анна и Муди

 В первых строках этого текста хотелось бы предостеречь зрителя, раздумывающего над выбором фильма на ближайшие выходные – не...

26 серпня 2021