Примитивизм готического шпиля


Рецензія на фільм: Солодке життя
Фільм Солодке життя
В плосковатом кинопрокатном пейзаже нашего отечества произошло событие тектонического масштаба – на экраны страны (пусть и в очень ограниченном масштабе) выпущена реставрированная копия одного из главнейших фильмов в истории мирового кинематографа – «Сладкой жизни» Федерико Феллини.
Великий кинокритик Франсуа Трюффо, впоследствии ставший великим режиссером, писал, что Феллини «показал, что режиссер – это человек, которого все с утра до вечера достают вопросами, на которые он и не может, и не хочет, и не должен отвечать. Его голова переполнена самыми различными идеями, ощущениями, впечатлениями, рождающимися желаниями, а от него требуют точных имен, цифр, указаний на место и время» Эти слова отлично характеризуют «Сладкую жизнь», при этом вполне совпадая с высказываниями самого Феллини об этом фильме, в котором не стоит искать точно выстроенной сюжетной линии. «Сладкая жизнь» - это словно набор разрозненных сценок из жизни римской богемы пятидесятых годов прошлого века, в одновременно бурном и мертвящем котле которого варится главный герой ленты – светский хроникер Марчелло (Марчелло Мастроянни, взятый на эту роль за отсутствием денег на гонорар Полу Ньюману, которого видел в этой роли сам Феллини). И именно вопреки этому хаосу и шуму (а может и благодаря ему) и рождается знаменитое феллиниевское чудо как некий противовес чуду в понимании религиозном, о чем прямо говорит священник в эпизоде явления лика Богородицы простым провинциальным детям. Описывая нравы римской богемы тех лет (или, точнее, состояние «после оргии», по определению Жана Бодрийара), Феллини отнюдь не морализаторствует: он сам утверждал, что «декаданс необходим для возрождения», а еще один великий режиссер и теоретик кино Пьер Паоло Пазолини отмечал присущую Феллини «недиалектичность отношений между грехом и невинностью». Вот только с тех пор прошло время, которое многое расставило на свои места и несколько подправило оптимизм Феллини: не потому ли ничего подобного его творениям не было снято с тех пор, что искусство превратилось в артхаус (который, впрочем, сам Феллини и породил своими лентами «Сладкая жизнь» и «8 1/5» , а кинофестивали, ставшие чуть ли не единственным местом, где его еще можно увидеть, должны в обязательном порядке быть обставлены всеми атрибутами той самой сладкой жизни?
А сама же «Сладкая жизнь» и поныне остается «примитивным готическим шпилем» по отношению к порожденному ею «артхаусу», который «столь высок, что не слышит, что говорят внизу».
P.S. Интересна «Сладкая жизнь» и появлением на экране двух будущих звезд: Нико, которой еще предстоит сыграть не последнюю роль в Velvet Underground Энди Уорхолла, и Адриано Челентано и по сей день радующего нас своими правильными песнями.
1
Алексей Першко 27 червня 2013


Ім’я:
01 серпня 2021
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Жизнь – это пляж Жизнь – это пляж

Украинского зрителя ожидает нечастое событие – новый фильм М. Найта Шьямалана «Время» с великолепным актерским ансамблем...

28 липня 2021
Bungle in a Jungle Bungle in a Jungle

 Была когда-то такой хит у британской группы Jethro Tull, но сейчас речь не о нем, а о хите другом – фильме Хауме Коллет Серра...

27 липня 2021
Трудности пандемического экзорцизма Трудности пандемического экзорцизма

Если режиссер хочет снимать фильмы, то он будет делать это в любых условиях (мы же ведь все помним, что творчість то є акт волі). На наши...

26 липня 2021
Впадаем в детство Впадаем в детство

На украинские экраны выходит многострадальный фильм «Глаза змеи. Начало Джи.Ай.Джо»: страдания его заключались в неоднократных...

22 липня 2021
PTSD от Escape Room PTSD от Escape Room

 В очередной раз приходится писать избитую фразу: причины, по которым снят фильм (в данном случае – «Смертельный лабиринт...

13 липня 2021