Увійти через
facebook
 

Недолюбовь


Рецензія на фільм: Найкращі дні попереду
Фільм Найкращі дні попереду

Лет тридцать назад, году эдак в 84-м этот фильм бы наверняка показали разве что в рубрике "Их нравы", в качестве наглядной демонстрации всеобщего падения тамошних моральных устоев и, как следствие, катастрофического загнивания буржуазного общества до уровня и консистенции бочки с квашеной капустой, простоявшей не один десяток лет под палящим солнцем достижений мирового социализма... Уж давно социализм можно сыскать разве что в далекой Швеции, а капитализм без всякого намека на "человеческое лицо" правит повсюду бал (ничего, живем!) и предается унылой игре в "Монополию", меж тем, кино мы оцениваем все так же сурово: коли хорошее - то душа радуется, ну а ежели капустой забродившей отдает, то... звыняйте.

Картина Мариона Верну, с одной стороны, типично французское кино, с другой - напрочь лишенное истинно французской же легкости, искристости, добросердечия и душевности, позволяющей смириться со всеми прочими недостатками. Среди которых и полнейшая ее аморальность: как это любят французские режиссеры, берется какая-то вещь, не слишком гладко воспринимаемая закоснелым в традиционизме обществом, и всячески перекручивается наизнанку, чтобы было однозначно понятно, какая это классная и светлая вещь, на самом-то деле... В данной ленте это не любимые народом чувствительные геи с нетленными запасами доброты, поднимающимися из известных широт, не тонкие и обаятельные "розовые пантеры" (хотя бегло эту тему фильм, конечно, затронет, как без этого) с природным отвержением гибельного мужланства, и даже не естественный, воспетый в легендах "менаж де труа" - по крайней мере, не совсем он.

На сей раз нам поведают о любви 60-летней женатой женщины (в исполнении блистательной актрисы Фанни Ардан) к молодому парню, годящемуся ей в сыновья (Лоран Лафитт), а муж в этой истории - так, сбоку бантик, старикана немного жалко, но ни на что особо он не влияет. Собственно, ничего сверхкриминального в этом сюжете нет, аналогичные ("порадоваться свободной жизни, пока ты можешь") были, и уже не раз, но... снял эту историю упомянутый уже Марион Верну настолько коряво и непритязательно, что просто диву даешься. В итоге романтическая завязка дает весьма противоположный эффект: смотрится кино с отторжением, неприятием, хотя Ваш покорный слуга отнюдь не ханжа.

Дело в том, что "Лучшие дни" демонстрирует нам, по сути, не любовь, а какую-то мелкую страстишку, в которой люди банально используют друг друга: молодой человек получает "мешочек" для своих избыточных сперматозоидов, а старая дама - чисто физические услады, которые уже не может, видимо, предоставить пожилой муж. При этом о какой "романтике" может идти речь, если он одновременно с ней встречается с кучей молодых девушек?! А сама женщина в своем почтенном возрасте мало того, что делает в общем-то неплохого мужа рогоносцем, так она еще и ставит в неловкое положение своих знакомых и родню, а, главное, вообще никак не заботится о своих детях, внуках. Все вышеуказанное подается как нечто "ультрасвободное", но... крайне неубедительно. Хочется сказать: "Да не надо нам этих французских штучек-дрючек! Своих нормальных проблем хватает". Конечно, для кого-то может быть самым важным почесать левой пяткой правое ухо, и очень хочется все время так чесаться, но... что нам Гекуба, что мы ей? Чешитесь. Исключения ведь существуют лишь для того, чтобы правилу не было настолько скучно.

Еще раз уточню - речь не идет, что люди не могут полюбить в пожилом возрасте, или о том, что недопустима большая разница в возрасте, по большому счету, все это действительно может быть иногда ерундой и условностями. Упаси нас бог всех равнять под одну "гребенку"! Но то, что нам показывают в фильме - это не похоже на любовь, и отдает оно, увы, порядочной дешевизной. Это как если бы окоселый бомж на экране, икая и подмигивая, глубокомысленно мычал зрителю: "Слышь, есть тут одна норма: никаких норм! Нальешь, а?.." Вы бы ему сильно поверили и умилились?

Разумеется, никакой вины Фанни Ардан в том нет: она, как всегда, полна обаяния и эмоций, отлично выглядит, по мере сил искупая, скорее всего, недочеты плохо адаптированного киносценария (из-за которого ее героиня местами выглядит просто как немолодая проститутка), основанного на романе "Юная девушка с седыми волосами". Неплох и Лоран Лафитт в роли активного, скажем так, мужчины. Но... см. выше.

К сожалению, "факир был пьян - фокус не удался". Кино оставляет весьма двойственное впечатление, и это еще сказано не то, чтобы мягко - просто пухово. Раздражает желание авторов фильма навязать свое сомнительное представление о нормах морали, точнее сказать, об отсутствии таковых. Простите, но Ваш покорный слуга - за семейные ценности, и эти строки отнюдь не вызваны занесенной скалкой над головой... Дело не в актерах, даже, предположу, не в сюжете (все можно было обыграть так, чтобы найти у зрителя и поддержку, и сочувствие), а именно в неудачном исполнении. Грубовато и нарочито вычурно. Надо быть большим поклонником французского кино и мелодрам, чтобы игнорировать все нетривиальные "изгибы" этой картины и получить от нее удовольствие...

1
Ксеркс 11 лютого 2014
Like

Ім’я:
23 жовтня 2019
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Бегущая к пруду Бегущая к пруду

  Даже шекспироведы не раз подмечали: в "Гамлете" Офелия является, пожалуй, одним из самых недораскрытых персонажей, ее...

05 серпня 2019
Крестовый заплыв Крестовый заплыв

  "Его прощальный поклон" от 10-го Одесского международного кинофестиваля. В небольшом заключительном обзоре поделюсь с...

25 липня 2019
Теплое дело Теплое дело

  Еще одна документальная отечественная лента, представленная в последние дни 10-го ОМКФ, без прикрас поведает нам о суровых...

25 липня 2019
Между кино и жизнью Между кино и жизнью

  Пожалуй, лучший украинский фильм на 10-м Одесском международном кинофестивале! Самый органичный и живой, вызывающий душевный...

25 липня 2019
Прыжок к счастью Прыжок к счастью

 Довольно достойная литовская лента из международной конкурсной программы, увенчавшая 9-й день 10-го Одесского международного...

25 липня 2019