Хрупкий баланс
Роман Виктора Гюго «Отверженные» вошел в сокровищницу мировой литературы; в нем автор воссоздал срез французского общества начала 19 века. В 2019 году режиссер Ладж Ли, который стал и соавтором сценария, взялся за ленту Отверженные (Les Misérables) – и как мы видим, не зря, вель его действие разворачивается в печально знаменитом парижском районе Монфермей, как мы можем догадаться после первых кадров, после Евро-2016.
Итак, трое полицейских, среди которых один новичок – Стефан(Дэмьен Боннард), а двое других – Крис (Алексис Маненти)) и Гвада (Джербил Зонга)– старожилы, заступают на дежурство. Каждый эпизод – это своеобразная дилемма: где необходимо действовать и в рамках закона, и одновременно показать силу и власть, свыкнутся с нравами гетто и не дать ситуации выйти из-под контроля. Основная линия разворачивается после того, как из цыганского цирка подросток Иса крадет львенка, и чтобы не спровоцировать конфликт между владельцами и жителями, стражам закона придется отыскать пропажу. Во время задержания они переступают черту – и роковой развязки уже не миновать
Если смотреть в общем разрезе, то «Отверженные» не есть в прямом смысле слова историей о произволе полиции – один из героев, Гвада, вырос в самом районе, так же как и не есть историей, допустим, о бесчинствах уличных банд. Здесь не понимают языка просьбы представителей правоохранительных органов – но именно приход полиции сделал жизнь в этом районе более-менее сносным. Мы проходим через все пласты гетоо – «смотрящего» - «мэра», которому платит правительство, «Братьев-мусульман», распространяющих ислам, наркодилеров, сотрудничающих с полицией, крохотные кваритры… Одна сцена в этих каменных джунглях сменяет другую, и хоть здесь есть место радости, его обитатели, как и полицейские, «заперты» в этом порочном кругу... По своему существу, фильм с огромным количеством деталей, декораций, с отличным звуковым рядом, «атмосферой», подбором актеров, «отрешенным» взглядом камеры – лишь констатирует факт, но не дает возможность дать ответ «что делать.
Как вывод. «Отверженные» - это картина гетто, квартала, где человек, не живет, а выживает, не наслаждается жизнью, а потребляет некий ее суррогат, лента, в чем-то, по своему обращению к социальным низам, перекликающаяся с корейскими «Паразитами», но менее гротескная и поэтому во многом – гораздо более проникновенная.