Творчество Пола Томаса Андерсона любить невозможно. Им можно восхищаться или ненавидеть. Тем более, что от фильма к фильму этот 42-летний гений становится все более утонченным, а такая предельная изящность формы, пусть и неразрывно связанная у Андерсона с многоуровневым содержанием, не может вызывать исключительно эмоциональный отклик. Хотя – лишь предположительно – эмоциональный отклик на произведения масштаба «Мастера» может появиться лишь после многократного его просмотра и то в идеальных условиях (но об этом ниже). Надо будет проверить.
Ветеран Второй Мировой, моряк Фредди Квэйл – алкоголик и эротоман, который в попытках вернуться к гражданской жизни превращается в абсолютно асоциального типа – в угаре от напитка собственного изготовления (а в смешивании совершенно непригодных для употребления вовнутрь компонентов и получении бронебойных эликсиров Фредди – непревзойденный мастер) Квэйл забредает на корабль влиятельного лидера новой религиозной секты Ланкастера Додда (как всегда великолепный Филип Сеймур Хоффман) и постепенно обретает хоть какой-то смысл своего существования. Причем процесс смыслонахождения обоюдный – гремучие смеси Фредди по-настоящему вдохновляют Додда, а процесс «переработки» последним Фредди обогащает Мастера. Отношения Додда и Квэйла проходят множество стадий – отцов и детей, учителя и ученика, мастера (во всей многозначности, которая присуща английскому аналогу этого слова) и члена секты, Бога и верующего в него человека.
Так что «Мастер» - не о сайентологии и ее основателе Роне Л. Хаббарде: из фильма вы не узнаете, почему Том Круз (кстати, один из ближайших друзей режиссера) вступил именно в эту секту. После просмотра вы, возможно, задумаетесь, зачем и почему люди вообще обращаются в ту или иную веру или же вступают в различные секты. Задумаетесь о том, зачем человеку вообще нужен Бог, но и поймете, что и Бог не может обойтись без человека. Пусть даже такого, как Фредди Квэйл в мощнейшем исполнении Хоакина Феникса, порой просто пугающим глубиной своего эмоционального и физического перевоплощения.
«Мастер» - тот редчайший случай в современном кинематографе, когда к казалось уже и так безупречному произведению важнейшие нюансы способна добавить (и добавляет) музыка, написанная Джонни Гринвудом – в миру гитаристом Radiohead. Жаль лишь, что все великолепие замысла Андерсона и завершенность его воплощения можно оценить лишь при просмотре с 70-миллиметровой пленки. Увы, в нашей стране таких условий нет.