Увійти через
facebook
 

Властелин дождей


Рецензія на фільм: Ной
Фільм Ной
У доски стоял мальчик тринадцати лет. Со всей душой он декламировал стихотворение собственного сочинения, в котором рассказывалась нелегкая судьба праведника Ноя. Написан он был ради хорошей оценки за домашнее сочинение на тему мира. После стихотворение еще и победило в конкурсе ООН. Так родилась мечта. Мечта превратить историю о Всемирном потопе в фильм. А мальчика звали Даррен Аронофски.
Вряд ли найдется человек, незнакомый с Библейской историей Ноя. После убийства Авеля потомки Каина заполонили землю и начали истощать ресурсы. Некогда прекрасная земля превратилась в подобие пустыни без воды и еды. Но люди не опомнились. Только потомок третьего брата Сифа, Ной, живет в гармонии с миром. За праведность Бог посылает ему видение о том, как вода смоет все грехи человеческие. Задачей праведника стало создание ковчега, который убережет его семью и «каждой твари по паре».
Проект вызывал ярые дискуссии с самого начала. Аронофски – режиссер авторского кино, а единственная попытка снять высокобюджетный фильм обернулась кассовым провалом и неоднозначной реакцией. Ко всему прочему, «Ноя» запретили в ряде мусульманских стран, студия долго брыкалась с режиссером за право финального монтажа, а Папа Римский отказывался высказаться об увиденном. Теперь можем сказать, что фильм, пройдя сквозь огонь и воду, все-таки состоялся.
Даррен не изменяет себе, сняв все в фирменном стиле с привычной музыкой несменного Клинта Манселла. Фильму удается найти баланс между зрелищным блокбастером и авторским высказыванием на тему религии. Но Аронофски не из тех, кто просто так экранизирует (кстати, впервые, не считая специфического телефильма) историю о потопе и начале новой жизни. Ной здесь – не святой угодник, слепо исполняющий волю Божью. Теперь это радикально настроенный экзистенциалист, ставящий природу выше человечества, включая всех родных. Он сомневается в том, какую роль ему предназначил Всевышний. Он не боится признавать, что нет безгрешных людей, и его семья не исключение. Он лишь хочет подарить Земле перерождение. Рассел Кроу дарит зрителю один из своих лучших перформансов за долгое время. Да и весь актерский каст получился на редкость умело подобранным, даже Эмма Уотсон впервые сумела сыграть так, чтобы зритель не думал о Гермионе.
Вообще, Аронофски довольно смело переиначивает Библейские мотивы. С чем прежде всего ассоциируется эта история? Правильно, со спасением всего живого попарно ради сохранения вида. Даррен вносит это в сюжет сугубо номинально, так и не реализовав возможность продемонстрировать чудеса компьютерных спецэффектов, создавая уникальные виды животных, хотя разговоры об этом велись вплоть до премьеры. Взамен акцент смещается на путь становления героя, одиноком в своей отчаянной вере в перерождение через смерть человечества. В связи с этим и религийная трактовка получилась на самом деле довольно фривольной. В истории внезапно возникли Стражи – падшие ангелы, наказанные за попытки помочь людям. Нарисованы они немного нерасторопно, да еще и подозрительно похожи на энтов из «Властелина колец». При этом выполняют немаловажную сюжетную роль, фактически подарив зрителям самую эпичную и масштабную битву против грешных людей, пытающихся спастись на ковчеге. Этого, кстати, в Библии тоже не было, но чего не сделаешь ради удовлетворения базового «хлеба и зрелищ».
Но самое интересное в фильме, как ни странно, начинается в третьем акте, на ковчеге, после начала Всемирного потопа. Аронофски окончательно закрывает Библию на самом интересном месте и дает волю фантазии. История из плоскости метафизической перемещается в сугубо философскую, задавая вопрос, а заслуживает ли грешный человек начать новую жизнь? Каков смысл потопа, если все люди не безгрешны, и потомки снова станут уничтожать прекрасное? И где та грань, после которой миру снова предстоит очиститься?
«Ной» получился специфическим, но оттого и запоминающимся. По поводу фильма еще только предстоит разжечься ожесточенным спорам. Первая полнометражная попытка экранизировать классическую историю засчитана. Аронофски не предал себя, сумев превратить 125 млн долларов бюджета в далеко не глупую картину, актуальную и по сей день. Когда же наполнится очередная чаша терпения Всевышнего? И будет ли спасение? Остается лишь верить.
0
Сергей Задко 28 березня 2014
Like

Ім’я:
19 жовтня 2019
Ваш коментар

Інші рецензії автора


История зверушек История зверушек

Будучи простым, как три копейки, мультфильм от создателей «Гадкого Я», тем не менее, подкупает своей динамикой и многообразием...

10 серпня 2016
Команда ненависти нашей Команда ненависти нашей

«Отряд самоубийц» при всей его непродуманности почему-то жалко.

08 серпня 2016
Ледниковое безобразие Ледниковое безобразие

Во всем этом нет ни намека на какое-то вдохновение или хотя бы интерес со стороны создателей выдать приличный продукт. Незачем, все равно...

19 липня 2016
Апокалипсис сегодня Апокалипсис сегодня

Два с половиной часа зрителя вынуждают смотреть за жалким отблеском былой славы, фильмом – компиляцией всех опостылевших жанровых...

19 травня 2016
Прогневить бога Прогневить бога

В свои лучшие моменты «Боги Египта» напоминают «Битву титанов», и это, как вы можете догадаться, совсем не...

25 лютого 2016