Увійти через
facebook
 

Шляпа от фокусника


Рецензія на фільм: Оз: Великий та Могутній
Фільм Оз: Великий та Могутній

"Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу..." Явись передо мною новый шедевр от Сэма Рэйми про страну Оз! Как говорится, хорошее заклинание, но стоит почему-то 60 грн) Да и с "шедевром", как не обнадежили нас в этом плане первые пятнадцать минут картины, мы несколько поторопились...

Кто из нас в детстве не зачитывался взахлеб сказкой Волкова "Волшебник Изумрудного Города" и всеми последующими частями (всего - шесть, последняя про "инопланетяшек", "Тайна заброшенного замка")?.. Ежели такие личности и имеются среди нас, то их остается только пожалеть - они многое потеряли в свое время. Чудесные, восхитительные истории! Пусть первая из них и является лишь вольным переложением книги американского писателя Фрэнка Баума «Удивительный Волшебник из Страны Оз», остальные же вполне самостоятельны. Приключения Элли (в оригинале - Дороти), Тотошки, Страшилы, Железного Дровосека, Трусливого Льва и др. навсегда западают в память, при этом перечитывая их в куда более зрелом возрасте, как ни странно, почти не теряют ни в сказочной атмосфере, ни в интересе, хотя, вроде бы, все уже и знаешь наперед... Сказка не только для детей, но и для взрослых детей.

И надо же было такому случиться, что за экранизацию истории Фрэнка Баума (точнее, ее приквела) взялся еще один герой нашего детства, режиссер Сэм Рэйми (имеющий, кстати, русские корни), автор "Зловещих мертвецов", и прежде всего - великолепной, конгениальной "Армии тьмы" с Брюсом Кэмпбеллом (1992)! Впоследствии снявший двух очень недурных "Паучков" (которых в чью-то недалекую голову пришло переснять без особой реконструкции сюжета как такового) и третьего - так себе. В последнее время, не считая "Затащи меня в ад", он преимущественно, как говорится, "зализывал режиссерские раны" и продюсировал разные ленты ("Шкатулка проклятия", сериал о "Спартаке" и "Зомби с дороги"; действительно, очень разные). К триумфальному возвращения с "Озом" Рэйми приготовился загодя, пригласив своих проверенных кадров: снова на "камео" Брюса Кэмпбелла, а также своего сына, Теда Рейми; Джеймса Франко из "Пауков" на главную роль "волшебника из Канзаса"; а также Милу Кунис (не дающей покоя своим происхождением недодепутатам нашего парламента), Рэйчел Вайс и Мишель Уильямс на роли главной магической движущей силы действа - трех ведьмо-сестер с разными наклонностями. Не Бастинда, не Гингема и даже не Стелла, если кто вдруг подумал)

Что ж, где есть три ведьмы - там должен "нарисоваться" Макбет или сам Дьявол, но в Сказочной Стране появляется, конечно же, "волшебник на воздушном шаре", Великий Оз, которому, как было предсказано древним пророчеством, суждено все разрулить в запутанной геополитической ситуации Изумрудного Города. Правда, на самом деле, никакой он не волшебник, а обычный фокусник, лишь мечтающий о славе Гудини, которого занесло сюда ураганом. К тому же, довольно жадный и беспринципный тип, падкий до "женского тепла" - но кто из нас идеален и бросит в него камень за это?.. В Сказочной Стране, где, преимущественно, живут очень добрые и милые, доверчивые люди - такого точно не найдется.

Начало картины, предыстория и момент появления в Сказочной Стране Рейми, без сомнения, удались. Великолепная музыка Дэнни Эльфмана (еще один реймовский "возвращенец"), переход от черно-белой к изысканной цветной картинке, легкий и забавный юмор - буквально все настраивало на самый мажорный и позитивный лад, а в сердце плескалось ожидание предстоящих чудес и превращений... Увы, но значительного развития этот "бодрый старт" не получит - к сожалению, подкачал сценарий, и сам сюжет истории выглядит не только простеньким и "водянистым", но и, местами, откровенно плоским. Что весьма прискорбно не только для эффектного 3Д, коим щеголяет лента, но и для Сказочной Страны в особенности...

Всегда считал и считаю самым сильным качеством Рейми, как режиссера, не умение "ужаснуть" или поразить "картинкой", но его виртуозный, игристый юмор, которым необыкновенно богата легендарная "Армия тьмы", щедро одарены "Паучки" (во многом благодаря этому смотрятся удивительно хорошо по сей день) и проскальзывает в других его лентах, даже "хоррор"-направленности. Не подкачал, в общем-то, в этом плане, и "Оз" - ряд сцен способны улыбнуть и даже рассмешить. В этом плане мэтр держит марку.

Но и это не спасает, когда сама История откровенно шита белыми нитками, выглядит путаной, невразумительной, а моментами даже теряет нить своего повествования. Все это еще, может быть, неплохо воспринимается на уровне шестилетнего мальчугана с развитой не по годам фантазией, но более взрослый и взыскательный зритель наверняка почувствует себя слегка обделенным. Фильм получился излишне слащавым до приторности и легковесным, даже для "диснеевской" аудитории. При всех отдельных удачных находках ("порцеляновая" фея и др.), они выглядят слишком разрозненными и не способны примирить с общей канвой сюжета, что словно тот напыщенный, яркий "фантик" с безвкусной, надоедливой патокой внутри... "Топотня" ведьм с их "ручными" молниями и унылыми, откровенно слабыми диалогами также не способна придать жизни "телу" картины. Кто-то слишком долго и часто летал над "маковым полем", и, такое ощущение, что это был именно сценарист... Хотя их у фильма двое, наверное, вместе летали.

Потому что хочется "волковской" многогранности и глубины, а получаешь на выходе школьную историю про симпатичных ведьмочек, улыбки в 32 зуба, кочующих из фильма в фильм актеров-карликов, местную "подтанцовку" и летающих хрюнделей с нарисованными зубами... Как бы выразить почти одним словом: не фонтан.

Игра в "Озе" также, скажем прямо, получилась неоднозначной. Наряду со противоречивой (Джеймс Франко, у которого кое-что получалось неплохо, другое - нет) и относительно неплохими мини-ролями (Зак Брафф из "Клиники" в роли "ассистента", Тони Винн-"простолюдинка", Билл Кобс с его немногословной харизмой), мы имеем и почти провальное исполнение "ведьмовства". Прежде всего, к сожалению, от Рэйчел Вайс - она не выглядит злой и не убеждает, хотя мне лично очень нравится эта актриса. Но, что есть - то есть. Возможно, веселая атмосфера, царившая на съемках, помешала ей, что называется, "войти в образ". Не слишком убедительно смотрится и исполнение Мишель Уильямс с Милой Кунис (в меньшей степени, кое-что временами мелькало... эдакое). В целом же можно сказать, что "ведьмовская" история обошлась практически без колдовства... Без той присущей магии, что поражает зрителя в самое сердце. И заставляет верить, не на словах (которые в фильме об этом и произносятся), а на деле. Ведь, как говорится, шляпа фокусника - это еще не сам фокус, а красивый 3Д - еще не гарантия качественного кино. "Сердцевинку" бы добавить...

Жаль, но блестящим возвращение Рейми на экраны не назовешь. "Оз" неплохой фильм (если собрать воедино все впечатления от него, где "белое" меркнет на фоне даже не "черного", но "серого"), однако, не более того. Зрелищное (чего не отнимешь) и поверхностное, инфантильное кино вряд ли стоит отнести в "доробок" зрелого мастера и "золотое наследие" от Баума-Волкова. Впрочем, отдельные эпизоды способны смягчить наше отношение и даже заставить когда-нибудь пересмотреть снова эту картину...

 

0
Ксеркс 12 березня 2013
Like

Ім’я:
20 жовтня 2019
Ваш коментар
Ксеркс
Ксеркс (Одесса) 15 березня 2013 23:33
0

Не совсем понимаю, при чем тут ностальгия по "росiйсmко-советскому дитинству") Дело в том, что лично у меня "волшебник из страны Оз", как и у других наших людей, ассоциируется в первую очередь именно с Волковым, потому что его "Волшебника" мы все читали, а Франка Баума - очень сомневаюсь, что найдется хоть парочка. Корни же у Рэйми примерно такие же, как у Милы Кунис, и их упоминание - суть интересная подробность, а не попытка "русифицировать" фильм. Зритель должен понимать, что он идет на чисто американский продукт, и никакими "Элли, Тотошкой и К" здесь и не пахнет. А есть красивая цифровая новелла, увы, с довольно примитивным, подчас, смысловым рядом... Что несколько прискорбно для Сэма Рэйми, и никакие "корни" тут явно не при чем)
.
Гость
Гость 15 березня 2013 13:12
0
Цікаво, а що автор хотів сказати, згадуючи, що Сем Реймі має "рускіє корні"... До чого тут Волков з його "вольним пєрєсказом"? Чомусь здається, що його не читала навіть Міла Куніс, не кажучи про решту причетних до фільму. Друже, ностальгія за російсько-совєтським дитинством не дуже кореспондується з рецензією на фільм, зроблений "агресивними імперіалістами".
.

Інші рецензії автора


Бегущая к пруду Бегущая к пруду

  Даже шекспироведы не раз подмечали: в "Гамлете" Офелия является, пожалуй, одним из самых недораскрытых персонажей, ее...

05 серпня 2019
Крестовый заплыв Крестовый заплыв

  "Его прощальный поклон" от 10-го Одесского международного кинофестиваля. В небольшом заключительном обзоре поделюсь с...

25 липня 2019
Теплое дело Теплое дело

  Еще одна документальная отечественная лента, представленная в последние дни 10-го ОМКФ, без прикрас поведает нам о суровых...

25 липня 2019
Между кино и жизнью Между кино и жизнью

  Пожалуй, лучший украинский фильм на 10-м Одесском международном кинофестивале! Самый органичный и живой, вызывающий душевный...

25 липня 2019
Прыжок к счастью Прыжок к счастью

 Довольно достойная литовская лента из международной конкурсной программы, увенчавшая 9-й день 10-го Одесского международного...

25 липня 2019