Увійти через
facebook
 

“Патерсон”: Проза в стихах


Рецензія на фільм: Патерсон
Фільм Патерсон

«Патерсон» продолжает ряд новелл, созданных одним из самых виртуозных сюрреалистов современного независимого кино Джимом Джармушем. Премьера картины состоялась в Каннах, где подлинный восторг она вызвала только у критиков. Будучи одним из явных фаворитов, главный приз «Патерсон» так и не взял. И это, пожалуй, к лучшему: избегая предвзятого зрителя, он тихо, но уверенно занял достойное место в фильмографии режиссера.

В одном интервью Джамуш сказал: «Лет 20 назад мне пришло в голову съездить на денек в город Патерсон недалеко от Нью-Йорка. Я сидел у водопада (в том самом месте, в котором позже будет сидеть герой фильма), гулял по старым кварталам и думал: «А почему бы не снять здесь кино? А что если в этом городе живет некий Патерсон, который, скажем, водит автобус по родному городу и пишет стихи?» Вот и все – простой сюжет, который я держал в голове долгие годы».

Так он и сделал. По доброй традиции, вынашивая свой проект годами (как это было с «Кофе и сигаретами», например), режиссер все-таки снял «свой» «Патерсон». Главный герой, как и планировалось, – водитель автобуса. Каждый день он просыпается рано утром, наслаждается своим скудным завтраком, идет пешком на работу и возвращается к ужину домой. Там его ждет девушка – его муза Лаура (как у Петрарки) – она легко поддается приступам вдохновения и очень любит сочетание черного и белого.

В стремлении создать на экране «праздник простой жизни» Джармуш выбрал актеров, которые выглядели бы максимально просто и естественно. Адам Драйвер, играющий Патерсона, и Голшифте Фарахани в роли Лауры вместе с тем обладают еще внутренней энергией, которая наделяет обыденные диалоги дополнительным значением. Однажды, вдохновившись видом спичечного коробка, Патерсон написал эти строки: «here is the most beautiful match in the world». Он мог говорить о спичках, а мог и о них с Лаурой.

Джармуш не изменяет себе в «цитировании» источников своего вдохновения: от достопримечательностей города, вроде поэта Уильяма Карлоса Уильямса, до молодых актеров, сыгравших влюбленных детей в «Королевстве полной луны» Уэса Андерсона. Автор также прибегает к литературному приему повторов, где рефрены звучат в именах (Патерсон-Патерсон; Драйвер-Драйвер), в близнецах, которых герой встречает по всему городу и даже рутине, дублирующейся день за днем.

Весь фильм выдержан в спокойном, почти что медитативном ритме. Помог Джармушу в этом оператор Фредерик Элмс. В прошлом году он уже делал нечто подобное, создавая вязкую атмосферу медлительности, в работе над сериалом «Однажды ночью». В «Патерсоне» такого эффекта удалось достичь благодаря сценарию, каркас которого напоминает белый стих с длинными паузами. Помимо того, что он тут звучит в качестве саундтрека, его изобретательная образность и недосказанность метафорически отражается и на фильме в целом. Поэтическая форма позволяет говорить на первый взгляд несвязные вещи, которые зритель сам наполняет смыслом. А все, что хотел сказать Джармуш, спрятано в паузах и между строк. Такой себе своеобразный диалог, где режиссер говорит, что жизни не стоит сопротивляться, её нужно проживать изо дня в день и получать от этого удовольствие, а зритель отвечает на это конкретными примерами.

Воспеть непримечательное, то, что невозможно увидеть или ощутить - это уж точно не о поэзии. Наоборот, «Патерсон» наполнен прозой обыденности, которая делает его универсальным и понятным каждому.

0
Кристина Каручек 19 лютого 2017
Like

Ім’я:
24 жовтня 2019
Ваш коментар

Інші рецензії автора


“Зато у нас есть...Супермен” “Зато у нас есть...Супермен”

Есть фильмы, которые входят в категорию “так плохо, что даже хорошо”. К сожалению, “Лига справедливости” чуть-чуть...

19 листопада 2017
Субурбикон: Америка братьев Коэн Субурбикон: Америка братьев Коэн

При просмотре возникает два вопроса: почему сюжет фильма до боли похож на “Фарго” и где же тут рука Клуни-режиссера с его...

15 листопада 2017
Не смешите меня Не смешите меня

Марвел преподнесли историю Тора как миф о падении богов и отречении от отцовского наследия. Его сольные фильмы в киновселенной служат этому...

07 листопада 2017
Драма поколений Драма поколений

“Бегущий по лезвию 2049” - это один из самых красивых сай-фай за всю историю кино. Возможно, не такой новаторский, как бы это...

07 жовтня 2017
Как телохранитель и киллер спасали Боснию Как телохранитель и киллер спасали Боснию

Если вы ждете от “Телохранителя киллера” сумасбродной bromance-comedy со свежим юмором ниже пояса, возможно, он вас разочарует....

21 серпня 2017