Разум против безумия


Рецензія на фільм: Ігри чемпіонів
Фільм Ігри чемпіонів
Отечественные маркетологи новой ленты оскаровского лауреата Эдварда Цвика «Игры чемпионов» (в оригинале – «Жертвуя пешкой») как в воду глядели, когда писали на постере слоган «Разум против безумия». Только относится он скорее к несовпадению режиссерской манеры Цвика с натурой главного героя ленты – великого чемпиона Бобби Фишера.
С того момента, как старшая сестра подарила маленькому Бобби Фишеру, родившемуся в еврейской семье (есть разные версии о том, кто был его отцом, но оба они были евреями, как и мать, что, собственно, и является определяющим), шахматы, эта игра полностью его захватила. Он не доучился в школе, считая, что его предназначение – игра, он не пил, не курил, не интересовался девушками, а все свое время посвящал великой игре. Это не могло не сказаться на состоянии его ума: «После того, как совершаются первые четыре хода, перед игроками открывается 300 миллиардов вариантов – есть от чего сойти с ума» - говорит в фильме Уильям Ломбарди (Питер Сарсгард), тренер и секундант Бобби во время исторического матча за чемпионскую корону Фишер-Спасский (магнетический Лив Шрайбер). Собственно, на этом все официальные достижения Фишера в мировых шахматах закончились. Авторы фильма утверждают, что закончились они по причине усиления ментального расстройства Бобби. Что же действительно двигало Фишера в его радикальных "наездах" на мировое еврейство, призывах переселить всех белых американцев обратно в Европу и бесконечных метаниях (Югославия, Филиппины, Япония, и, наконец, Исландия, где он обрел вечный покой) по миру не совсем понятно, и, фильм не добавил ясности в этом вопросе. Собственно, фильм даже и не пытается проникнуть в голову гениального безумца Фишера – Бобби предстает перед зрителем как данность, как вещь в себе, субъект, действующий по каким-то известным только ему законам. Причем обвинить в этой беде сценариста Стивена Найта как-то не поднимается рука: дело, наверное, в том, что сценарии Найта лучше смотрятся на экране, когда их снимает режиссер с долей философского безумия (вроде Дэвида Кроненберга, снявшего найтовский «Порок на экспорт»). А Эдвард Цвик оказывается слишком разумным, слишком погруженным в рациональность реальности. Кроме того, зритель, решивший посмотреть «Игры чемпионов» должен обладать минимальными знаниями шахматных правил, ведь иначе когда авторы фильма заявят ему, что победа Фишера над Спасским в 1972-м году «не имела прецедентов в истории шахмат», ему останется только поверить им на слово. Если он, зритель, досидит до конца ленты.
0
Алексей Першко 04 грудня 2015


Ім’я:
27 липня 2021
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Трудности пандемического экзорцизма Трудности пандемического экзорцизма

Если режиссер хочет снимать фильмы, то он будет делать это в любых условиях (мы же ведь все помним, что творчість то є акт волі). На наши...

26 липня 2021
Впадаем в детство Впадаем в детство

На украинские экраны выходит многострадальный фильм «Глаза змеи. Начало Джи.Ай.Джо»: страдания его заключались в неоднократных...

22 липня 2021
PTSD от Escape Room PTSD от Escape Room

 В очередной раз приходится писать избитую фразу: причины, по которым снят фильм (в данном случае – «Смертельный лабиринт...

13 липня 2021
Джоанна Уик Джоанна Уик

Давно ни для кого не секрет, что мы живем во времена смены канонов различных жанров кино, точнее сказать – полного их переписывания....

13 липня 2021
Воссоединение семьи Воссоединение семьи

На экраны нашей страны триумфально (в этом можно практически не сомневаться) выходит очередной фильм из обоймы тех, которые неоднократно...

07 липня 2021