Увійти через
facebook
 

Зеркало ксеноморфа


Рецензія на фільм: Прометей
Фільм Прометей

Образ небесного Прометея, подарившего людям не только огонь, но и жизнь, мрачные глубины космоса, далекая планета Создателей, вопросы веры и предназначения, порождения опаснейших монстров, способных стереть в прах все цивилизации Вселенной... фильм Ридли Скотта "Прометей" богат на буйство смысловых оттенков и красок, как и на впечатления от просмотра ленты, которых столь много и они так разновекторно направлены, что напоминают брызнувшие осколки огромного зеркала, разлетевшиеся по сторонам и усеявшие каминный зал нашего воображения... Что ж, попробуем собрать их воедино и посмотреть, что в итоге получится в отражении.

Прежде всего, "философский характер" этого фильма явно и чрезмерно преувеличен средствами СМИ. На самом деле, мы имеем дело с типичным представителем экшин-жанра. А все "глубинные метафоры" и затягивающие вопросы мироздания и бытия выступают здесь лишь подручными помощниками, причем зачастую довольно прямолинейными и топорными, приправленными по-голливудски сентенциями наподобие "дважды два четыре" и "нынче прекрасная погода". Было бы странно, если бы было по-другому... На самом деле, стандартный набор: космическая экспедиция, в которой ученые готовы на все, ради знания, а капитан и пилоты на самопожертование - ради людей, хитроумный андроид, что преследует собственные цели и проводит эксперименты, стареющий властитель, которого интересует бессмертие, переодическое псевдоинтеллектуальное бичевание с нательным крестиком - "Где же бог, если нас родили другие" с напрашивающимся ответом-вопросом "Но кто-то же породил и их?.." В общем, работа ума если и присутствует - то исключительно поверхностная и упрощенная, и если человек сообщает после просмотра фильма, что его глубоко озадачил и заставил думать "Прометей", то впору предположить, что просмотр сериала "Не родись красивой" мог и вовсе повергнуть его в соматическое состояние мыслей... Просто - оно ведь не значит "плохо", иногда это означает даже "гениально". Но вряд ли это тот случай, когда идет веерная работа с многочисленными жанровыми клише... Напомню, что показать их же в ином ракурсе, так сказать, с "другой камеры" - не значит ниспровергнуть.

При этом сценарий ленты не выглядит сбалансированным, многие нити сюжета тянутся никуда и повисают в воздухе, не на все вопросы есть или может быть достойный ответ, какой-то стройностью он не поражает. Больше напоминает прическу "а-ля утро в курятнике" с переодическими многозначительными подмигиваниями в адрес "Чужих", что так легко принять за обычный нервный тик. Многие персонажи картины прописаны откровенно слабо, при том, что в плохой игре, в общем-то, ни кого упрекнуть нельзя: напротив, сыграно здорово, но не всегда есть что и кого играть... Даже андроид Фассбендера не блистает какой-то особой глубиной, многое сказанное им в начале фильма могло и должно было бы иметь какое-то продолжение, но его нет. Нуми Рапас под силам вселить в наши сердца де-жавю героини Сигурни Уивер, сыграно отлично, но в чем все это должно отлиться?.. В идиоматической сцене "родов" или дальнейших порывах куда-то и зачем-то лететь?.. Размах и широта задумки с трудом проходят сквозь горнило идейного сумбура и просачиваются чрез жесткое сито жанровых установок, диаметром не шире игольного ушка...

Сама планета и чужой мир также, на мой взгляд, показаны крайне скудно. Все сводится к панорамным кадрам, клокочущим облакам и большому "рогалику" корабля пришельцев... Ах да, конечно, еще кремнивая буря. Проникновение обозначено, но не осуществлено, как любят говорить занимающиеся петтингом.

"Прометей", не знаю, считать ли это плюсом или минусом, при этом совершенно не страшен и не пугающ, в отличии от "Чужих". Так, пару сцен в дать памяти, где что-то расползается да привычные "оральные ласки" от милых чужеродных рептилий.

Недостатков хватает... фильм не назовешь по-настоящему умным, философским, пугающим, ладно выстроенным и завершенным, некоторые ляпы бросаются в глаза не хуже 16-километровой скалы, маладшего братика Эвереста... но при всем том остается главное, то, о чем мы говорили в начале. При всем несовершенстве и схематичности, "Прометей" исключительно зрелищен и оставляет после себя массу впечатлений.

И этот козырь картины способен перебить все упоминавшиеся и прочие "подвижки колоды", что не до конца удались маститому "фокуснику" Ридли Скотту. Ему-таки удалось подготовить сюрприз зрителю, который он проглотит (не лучший эпитет для данной ленты, но...) с первого и до последнего кадра. Все что касается зрелищных моментов - удалось, включая и 3Д. Путешествие в иной мир также можно считать состоявшимся, отличная работа камер, впечатляющие отдельные сцены с участием монстров, ни секунды скуки и простоя... Возможно, с выходом фильма немного поторопились, стоило доработать "геном", основу, и мог получиться настоящий шедевр. Но и так "Прометей" - стоящая Вашего внимания картина. Сила технологий ощущается здесь почти столь же сильно, как в "Мстителях"... Получилась переходная между 20-м и 21-м векам картина, особенно если учесть аллюзии с "Чужими" и рваный темп повествования, отсылающий нас к более старым сюжетам.

"Зеркало" собралось на твердую четверку, выше которой нельзя поставить за отсутствие изюминки и какого-то подлинного блеска мыслей при "срезе знаний". Но и ниже тоже - за культуру изложения, за потенциал, который мы увидели в "Прометее" и который может быть реализован уже будущими картинами...

ЗЫ: А конкретно для Ридли Скотта после феерически дурацкого "Робин Гуда" - так и вовсе значительный шаг вперед...)

2
Ксеркс 03 червня 2012
Like

Ім’я:
20 жовтня 2019
Ваш коментар
Ксеркс
Ксеркс (Одесса) 07 червня 2012 16:06
0

Peppermint, и Вам спасибо)
 
ЗЫ: Уезжаю отдыхать на недельку, новые рецензии, включая "Мадагаскар", вероятно, уже с отдохнувшего и посвежевшего меня)
.
Peppermint
Peppermint (Киев) 07 червня 2012 12:30
0

Ксеркс, огромное Вам спасибо за рецензию!
Здесь у Вас такие "вкусные" метафоры с прекрасным чувством юмора.
Получила невероятное удовольствие)
.
Валентин
Валентин 04 червня 2012 11:56
0
Фильм просто бездарен. А какую рекламу раздули!
.

Інші рецензії автора


Бегущая к пруду Бегущая к пруду

  Даже шекспироведы не раз подмечали: в "Гамлете" Офелия является, пожалуй, одним из самых недораскрытых персонажей, ее...

05 серпня 2019
Крестовый заплыв Крестовый заплыв

  "Его прощальный поклон" от 10-го Одесского международного кинофестиваля. В небольшом заключительном обзоре поделюсь с...

25 липня 2019
Теплое дело Теплое дело

  Еще одна документальная отечественная лента, представленная в последние дни 10-го ОМКФ, без прикрас поведает нам о суровых...

25 липня 2019
Между кино и жизнью Между кино и жизнью

  Пожалуй, лучший украинский фильм на 10-м Одесском международном кинофестивале! Самый органичный и живой, вызывающий душевный...

25 липня 2019
Прыжок к счастью Прыжок к счастью

 Довольно достойная литовская лента из международной конкурсной программы, увенчавшая 9-й день 10-го Одесского международного...

25 липня 2019