Нэвэргивап, или горе от гламура


Рецензія на фільм: Реальність
Фільм Реальність
«Реальность» (хотя, ИМХО, стоило бы оставить фильму его оригинальное английское название – это ведь опредление жанра, прижившееся и у нас, не так ли?) Маттео Гарроне обрамлена двумя роскошными длинными сценами, которые, как потом оказывается, задают всю  проблематику ленты.
Сцена, снятая с воздуха, показывает сначала спрутообразный Неаполь с его бесконечными бедными районами, а потом камера акцентирует внимание на золоченой карете, везущей молодоженов в некий отель – в эдакий свадебный Диснейлэнд. Практически противоположная по смыслу сцена завершит фильм спустя почти 2 часа.
Из нестабильного и хрупкого реального мира к ускользающей мечте (а назад) – вот маршрут, который предлагает проделать Гарроне вместе со своим героем в своем седьмом фильме (и втором его фильме, удостоенным Гран-При Каннского фестиваля – спустя 4 года после триумфа там же «Гоморры»).
Дебютная сцена не только неоспоримо красива, но и является программной: что предлагает нам режиссер – памфлет на бесконечные реалити-шоу? Ум и творческая сметка Гарроне расстроят эти ожидания, заставив режиссера сделать множество кажущихся ненужными шагов в сторону, чтобы предложить нам в итоге фильм, наполненный светом, добротой и нежностью.
Нам предстоит неотступно следовать за Лучано, оборотистым торговцем рыбой, который с «легкой» руки своих детей попадает в плен несбыточным мечтам, родом из шоу «Большой брат» («Дом» по-нашему). Уверенный в том, что только примерное поведение в жизни откроет ему дорогу в клаустрофобический мирок «Дома», он полагает, что находится под круглосуточной слежкой, что постепенно погружает его в пучину паранойи.
Мир как бесконечная съемочная площадка, изливающаяся с голубого экрана безграничная пошлость, культ никчемных звезд – все это ужа не раз показывалось как в великих фильмах («Джинджер и Фред» Феллини, «Король комедии» Скорсезе), так и в лентах рангом пониже («Шоу Трумана» Питера Уира или же недавняя «Суперзвезда» Ксавье Джанолли). Удача же «Реальности» держится скорее на тонкости психологических штрихов и деликатности взгляда на персонажей, а не на анализе все равно непобедимой системы.
Механизм телевидения, его цинизм и мертвящая логика мало интересуют Гарроне, для которого более значима наполовину феерическая, а наполовину пугающая сцена на легендарной студии «Чинечитта», задекорированной в кичевые цвета шоу. Не жалеет режиссер  времени и на то, чтобы попытаться показать красоту тел – пусть и самых некрасивых – своих персонажей, чтобы тем самым придать им немного достоинства, которое они, впрочем, очень быстро растеряют.
А Лучано – разве он не становится лучше, погружаясь в безумие?
И пусть ирония Гарроне зубаста, но есть в ней что-то от легкого укуса, остающегося на шее после (излишне) страстного поцелуя.
0
Алексей Першко 31 березня 2013


Ім’я:
13 червня 2021
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Девять жизней Доминика Торетто Девять жизней Доминика Торетто

Признаюсь, идя на просмотр девятой части (не считая спи-оффа) франшизы «Форсаж», думал, что писать рецензию будет...

09 червня 2021
Терпи и верь Терпи и верь

Эта фраза, неоднократно повторенная в диалогах и песнях фильма «На высотах Нью-Йорка», не исчерпывает всего посыла ленты Джона...

08 червня 2021
Нравоучительное порно Нравоучительное порно

 В программе «Фестиваль фестивалей» 50-го Киевского Международного Кинофестиваля «Молодость» показали возможно...

03 червня 2021
Заклятый круг Заклятый круг

Первые два фильма франшизы «Заклятие» стали своего рода кассовым феноменом (по не совсем понятным для автора этих строк...

03 червня 2021
Citius, altius, fortius Citius, altius, fortius

В столичном кинотеатре «Оскар» в рамках 50 Киевского кинофестиваля «Молодость» прошла украинская премьера...

02 червня 2021