Регрессивный гипноз


Рецензія на фільм: Затемнення
Фільм Затемнення
В своем шестом полнометражном фильме испанец Алехандро Аменабар, автор потрясающего «Моря внутри» вновь проявляет свой интерес к жанру психологического триллера, достаточно тонкое знание человеческой натуры и умение проявлять это знание кинематографическими средствами.
Детектив из городка Хоейр, что в Миннесоте, по имени Брюс Кеннер расследует дело о сексуальном насилии, объектом которого со стороны своего отца стала Анжела Грей (Эмма Уотсон). Джон ведет себя весьма странно: он признает свою вину, при этом заявляя, что самого процесса совершенно не помнит. На помощь призывается известный психолог, поклонник метода регрессивного гипноза доктор Рейнс (Дэвид Тьюлис). Задача его при помощи упомянутого метода заставить Джона разблокировать нужный участок памяти, но то что доктору и детективу откроется в итоге будет касаться всего городка.
Новый психологический триллер Алехандро Аменабара «Затмение» (заметим в скобках очередную «удачу» отечественного прокатчика в подборе аналога к английскому названию regression, которое может значить все что угодно – собственно регрессию, возвращение, обратное движение, но вот точнее всего – упадок духа) вновь поднимает темы, которые очень близки режиссеру – темы веры, разума и коллективной истерии, к которым Аменабар уже обращался в своей философской притче «Агора». Но на этот раз эти темы поднимаются в контексте сверхъестественного: расследование вот-вот приведет инспектора Кеннера в самое сердце сатанистского скандала с массовыми изнасилованиями и жертвоприношениями детей. Эмма Уотсон, представшая в очень нетрадиционном для нее амплуа, умело манипулирует ужасом и нагнетает атмосферу.
Автор «Затмения» исследует психологию человека с точки зрения его способности трансформировать мифы (дьявол, ведьмы), особенно в благоприятствующей этому медиатической и коллективной атмосфере. Не указывая на них прямо, Аменабар отсылает пытливого зрителя к знаменитым коллективным припадкам истерии, которые бушевали в Америке в XVII веке и выражались в настоящей охоте на ведьм, и использует их в качестве базы для размышлений о природу современной веры. Действительно ли существуют сатанистские секты? Или же они – плод слабого и, как следствие, легко подверженного манипуляциям коллективного сознания? И для агностика Аменабара лучшим инструментарием для раскрытия этих тем являются жанровые приемы и клише фильмов ужасов и триллеров. Результат: «Затмение», конечно, не лучшая работа Аменабара, но произведение нетривиальное и запоминающееся.
0
Алексей Першко 02 лютого 2016


Ім’я:
19 вересня 2021
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Собор из песка Собор из песка

На экраны Украины и мира выходит лента, степень ожидания которой (и степень ожиданий от которой) столь высока, что впору задаться вопросом...

16 вересня 2021
Можно все Можно все

 Семейный дуэт режиссеров-документалистов в составе Арона Годе и Гиты Пуллапилли решили перенести свои профессиональные навыки из...

08 вересня 2021
Искры Аннетт Искры Аннетт

 К счастью, французский режиссер Леос Карракс, неоднократно посещавший Украину (а, по слухам, и проведший здесь инкогнито весьма...

07 вересня 2021
Окольцованные Окольцованные

Marvel Studios продолжает настойчиво разворачивать свою кино вселенную: на экраны Украины и мира выходит лента «Шан-Чи и легенда 10...

31 серпня 2021
Анна и Муди Анна и Муди

 В первых строках этого текста хотелось бы предостеречь зрителя, раздумывающего над выбором фильма на ближайшие выходные – не...

26 серпня 2021