У великого мастера Мартина Скорсезе, если несколько генерализировать, а потом немного огрубить полученные результаты, есть две излюбленных темы – гангстеры и католицизм. Причем совершенно необязательно о вере, религии, Боге и человеке в этой системе координат будет говорится прямо – как в «Последнем искушении Христа» или же «Кундуне». Но вот «Молчание» - последнее по хронологии творении мастера – как раз из таких.
Молодые отцы-иезуиты Гарупе (Адам Драйвер) и Родригес (Эндрю Гарфилд) не верят своим ушам: их пытаются убедить, что их исповедник и наставник, отец Ферейра (Лиам Нисон), не только отрекся от веры, но и полностью принял японский образ жизни. Дабы убедится в своей правоте, а заодно и окормить погибающих без настоящих священников и от притеснений кровожадных буддистов японских христиан 17-го века, они контрабандой отправляются в Японию. Там их ждет крестный путь - причем каждого свой. Гарупе не отречётся от своих духовных (или идеологических?) установок, а вот Родригеса изрядно помотает вихрь сомнений и искушений, который и прибьет его к несколько неожиданному берегу.
«Молчание» Скорсезе – не первая экранизация одноимённого романа Сюсаку Эндо 1966-го года: через пять лет после публикации романа его уже перенёс на экран Масахиро Синода. Нам неизвестно вероисповедание этого японского режиссера, но можно предположить, что нынешнюю экранизацию от предыдущей отличает именно это – принадлежность и Скорсезе, и Эндо к лону католической церкви. Потому что не раз за почти 3 часа, которые длится фильм Скорсезе, возникает мысль о явной однобокости пристрастий авторов: честнейшим и чистейшим мятущимся иезуитам противостоят хорошо организованные буддисты, отдельные из которых еще в добавок оказываются и извращенными интеллектуалами. Конечно, Скорсезе пытается перевести тематику фильма в экзистенциальную область, уведя ее из области идеологической: слоган фильма – «Молчание – самый убийственный из взуков» - прямо на это указывает. Но все же это у него получается не совсем убедительно, а в фильме, в котором идеология превалирует над экзистенцией, градус драматизма заметно снижается. Конечно же, в «Молчании» есть все, что может восхитить (и восхищает!) – фантастическая работа Родриго Прието, филигранный монтаж Тельмы Шунмейкер и крепчайший сценарий самого Скорсезе (в соавторстве с Джеем Коксом). Да и Гарфилда с Драйвером теперь уж точно смазливыми восходящими «звездами» считать перестанут – они уже взошли!