Яблоко от яблони


Рецензія на фільм: Стів Джобс
Фільм Стів Джобс
Снимать фильм о человеке, от которого еще совсем недавно сходил с ума весь мир, априори сложно. Причин тому множество, но главная из них лежит на поверхности: гибель выдающейся личности дает волю современникам высказывать собственное мнение обо всем, что этой самой личности касается. Персона обрастает немыслимым количеством споров и слухов, реальность сближается с мифом, и человек вдруг становится чем-то вроде легенды.
О Стиве Джобсе снимали и до этого: в 2013 году буквально по горячим следам вышел фильм с дивным локализованным названием «Джобс: Империя соблазна», блеклая и безжизненная биографическая сводка, где ставка целиком и полностью делалась на исполнителя главной роли Эштона Кутчера. К сожалению, ставка не сыграла: Кутчер отлично поработал над повадками Джобса (на руку сыграло и чисто внешнее сходство), но мотивация и, главное, суть гения так и остались неясными.
Много больше воодушевления вселяла лента с прямолинейным названием «Стив Джобс»: сценарий к ней написал оскароносный Аарон Соркин, причем награду он получил за проект, с «Джобсом» легко соотносимый. Речь, само собой, о «Социальной сети», блистательной истории создателя Facebook, которая сломала не один стереотип биографического кино. Впрочем, на этот раз все шло не так гладко: сначала проект покинул Дэвид Финчер, затем исполнитель главной роли Леонардо ДиКаприо. В конце концов, от фильма отказалась и студия Sony, в своей внутренней переписке (слитой после скандала с хакерским взломом) называя «Джобса» фильмом с сомнительным кассовым потенциалом, интересуясь, а кто такой этот Майкл Фассбендер, что к тому моменту подписался на проект.
К счастью, все это уже часть истории. Собственно, кому какая разница, что было в прошлом, когда вот оно, сплошь талантливое и самобытное настоящее. Съемочная команда прыгнула выше головы: Соркин написал удивительную трехактную историю, где каждая часть сыграна в реальном времени; Бойл снял фильм будто бы на острие ножа, неустанно поддерживая нарастающее напряжение в сценах, в общем-то, довольно бытового характера; наконец, Фассбендер и Уинслет сыграли так, что отборочный комитет «Оскара» просто не имеет право их проигнорировать.
«Стив Джобс» – картина более чем экспериментальная. Аарон Соркин всегда славился диалогами, напоминающими пулеметную очередь, но в этот раз он написал нечто вроде театральной пьесы, где чисто событийных эпизодов практически нет. Одни лишь словесные перепалки, из которых незримо вырисовывается портрет заглавного героя. Зрителям, плохо знакомым с биографией Джобса, придется туго: со всего многообразия эпизодов из жизни основателя компании Apple Соркин выбирает лишь три, но ключевых. Действие происходит за кулисами презентаций знаковых продуктов: Macintosh 1984-го, NeXT Computer 1988-го и iMac 1998-го годов, каждая из которых ознаменовала собой некую эволюцию Джобса, его неустанное движение вперед даже в случае сокрушительных неудач.
В свои лучшие моменты «Джобс» похож на «Бердмэна»: камера просто блуждает за главным героем по коридорам, но следить за этим намного интереснее, чем за большинством собратьев развлекательного жанра. Соркин играет на два фронта. С одной стороны, раскрывает суть гениальности Джобса сквозь призму его взаимоотношений с важными для компании людьми вроде Стива Возняка (наконец-то отошедший от комедийного образа Сет Роген) и Джона Скалли (неизменно убедительный в роли властного управителя Джефф Дэниелс). С другой, затрагивает одну из самых спорных страниц в жизни основателя компании Apple, а именно его взаимоотношения с дочерью Лизой, чье родство он годами оспаривал. Вторая линия, как это часто бывает у Соркина, попахивает излишним мелодраматизмом, зато первая позволяет взглянуть на человека во всем его многообразии характера, без черты, что делит мир на черное и белое. Заслуга это даже не сценариста, а скорее исполнителя главной роли Майкла Фассбендера, в чьем взгляде порой читается много больше, чем к тому располагают талантливо написанные диалоги.
Не будем отрицать, в последнее время о персоне Джобса сняли и написали много всего, отчего желание добавить какие-то штрихи в почти что сформированный образ легко счесть неразумным. Значит ли это, что «Стив Джобс» был ненужным проектом? Решительно нет. Возможно, он и не открывает каких-то новых горизонтов в представлении культовой личности, зато в очередной раз подтверждает тот факт, что в руках талантливых людей даже посредственный материал играет новыми красками. Что уж говорить, когда талант сталкивается с талантом.
0
Сергей Задко 19 листопада 2015


Ім’я:
19 червня 2021
Ваш коментар

Інші рецензії автора


История зверушек История зверушек

Будучи простым, как три копейки, мультфильм от создателей «Гадкого Я», тем не менее, подкупает своей динамикой и многообразием...

10 серпня 2016
Команда ненависти нашей Команда ненависти нашей

«Отряд самоубийц» при всей его непродуманности почему-то жалко.

08 серпня 2016
Ледниковое безобразие Ледниковое безобразие

Во всем этом нет ни намека на какое-то вдохновение или хотя бы интерес со стороны создателей выдать приличный продукт. Незачем, все равно...

19 липня 2016
Апокалипсис сегодня Апокалипсис сегодня

Два с половиной часа зрителя вынуждают смотреть за жалким отблеском былой славы, фильмом – компиляцией всех опостылевших жанровых...

19 травня 2016
Прогневить бога Прогневить бога

В свои лучшие моменты «Боги Египта» напоминают «Битву титанов», и это, как вы можете догадаться, совсем не...

25 лютого 2016