Каждые 2 года в течение последних 16 лет
Майкл Бэй выворачивает на нас самый роскошный ящик с игрушками в мире. Выворачивает перед нашими изумленными взглядами: самолетики, машинки, роботы, куклы Барби, пулеметики и петарды сыплются оттуда без конца. Хотя «выворачивает» не совсем точное определение – лучше сказать «извергает».
И на этот раз – в случае с
третьими «Трансформерами» - окончательно очевидным стал тот факт, который уже давно был очевиден многим: мало кто из режиссеров в долгой истории блокбастеров обладает такой степенью герметизма в постановке и такой обезоруживающей неспособностью воплотить хоть какой-то план, как
Майкл Бэй. Даже
Роланд Эммерих, и тот сумел хоть немного, но стать лучше. Легкий прогресс, который намечался в
«Острове» и
первых «Трансформерах» - фильмах, которые несли в себе парочку интересных идей (без сомнения – против воли режиссера) – в
третьих «Трансформерах» приказал долго жить.
Третьи «Траснформеры» до малейших деталей воспроизводят схему, по которой были сняты его предшественники – час экшн-комедии (достойной сожаления) и полтора часа разнонаправленных взрывов (изнуряющих до крайних пределов). И то правда – зачем менять рецепт, приносящий миллиарды долларов?
Десептиконы в очередной раз по каким-то смутным причинам пытаются уничтожить род человеческий, который любой ценой защищают
Автоботы.
Шиа ЛаБёф в очередной раз выступает в роли нелепого антигероя, которому казарменный юмор позволяет снимать самых крутых девчонок (в данном случае – британка
Рози Хантингтон-Уайтли, чьи губы, кажется, скроены по образцу шин Pirelli, а ноги позаимствованы из календаря той же марки) – если, конечно, он не в компании бравых спецназовцев с базуками наперевес, снятых в эффектных рапидах.
Идеология
третьих «Трансформеров» тоже не очень отличается от доктрины Брукхаймера-Ницше (хоть первого и заменил
Стивен Спилберг), сформулированной уже очень давно: с одной стороны – солдафоны и железяки, герои свободные и доблестные, с другой – раболепные паразиты из Вашингтона. В идеальном мире по
Бэю министерство здравоохранения, этот реликт социального государства, превращается в гараж в стиле хай-тек.
Кое-какие надежды возлагались на трехмерность. Пресловутое 3D препятствует сверхбыстрому монтажу, чтобы не утомлять глаз зрителя, и пытается пластифицировать человеческое тело, пока не превратит его в игрушку. Роботы Hasbro очеловечиваются, а люди роботизируются?
В этом, конечно, есть неплохая идея на расстоянии вытянутой руки. Ее ухватил Джо Данте, чьи «Солдатики» явно являлись моделью всей трансформаторной франшизы, но
Майкл Бэй – крепкий ремесленник средней руки – даже и не пытается этого делать.
Он удовлетворяется тем, что превращает Чикаго – шедевр из стекла и стали – в свою игровую площадку, которую он разносит одним жестом избалованного ребенка. А стоит лишь в ящике закончится игрушкам, и останутся лишь безжизненная материя, разбросанные повсюду болты и гайки и заплаканные дети.