Вечный транзит


Рецензія на фільм: Транзит
Фільм Транзит
24-й ежегодный фестиваль «Новое немецкое кино» в Украине открыл самый свежий фильм Кристиана Петцольда, считающегося главным представителем берлинской школы. Его «Транзит», снятый по написанному более 70 лет тому назад одноименному роману Анны Зегерс, поразительно современен.
Георг (Франц Роговски) пытается сбежать от каких-то (пока) непонятных репрессий. Волею случая в Париже (который является лишь очередным транзитным пунктом на пути в Марсель и далее – прочь из Европы) он попадает в номер дешевого отеля, в котором покончил с собой известный писатель Вейдель, такой же, как и он изгнанник. Так у него в руках оказывается рукопись его последнего романа, документы из мексиканского консульства в Марселе с гарантиями получения визы и письмо от супруги, подписанное именем Мари. В вагоне товарняка, везущего его и его приятеля Хайнца в Марсель, Георг читает и перечитывает роман Вейделя. Прибыв в Марсель – еще один транзитный пункт – Георг постепенно и помимо собственной воли перевоплощается в писателя-самоубийцу, становится обладателем заветной визы, билета на пароход «Монреаль» и встречает Мари (Паула Беер, которую украинский зритель запомнил по главной женской роли в черно-белом эксперименте знаменитого француза Франсуа Озона). Мари, кинувшая в свое время своего супруга (не из-за этого ли он и покончил с собой?), находится в упорном его поиске в надежде снискать прощение и успокоение собственной души.
«Транзит» Петцольда весьма парадоксален: автор смело переносит действие романа Зегерс в современную Францию, ничтоже сумняшеся уподобляя нынешних полицейских фашистам, а роль беглецов от немецких оккупантов отведя нынешним беженцам, заполонившим Европу. И вся эта конструкция парадоксальным образом работает даже несмотря на то, что Петцольд снимал в современном Марселе, не утруждая себя построениям декораций. Во многом, думается, это становится возможным благодаря тонкой сценарной и режиссерской работе и чудным актерам (и не только в главных ролях).  Так что нет ничего удивительного в том, что «Транзит» быль в главном конкурсе Берлинале этого года. Удивительно лишь то, что он не был отмечен там призами.  
0
Алексей Першко 18 жовтня 2018


Ім’я:
01 серпня 2021
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Жизнь – это пляж Жизнь – это пляж

Украинского зрителя ожидает нечастое событие – новый фильм М. Найта Шьямалана «Время» с великолепным актерским ансамблем...

28 липня 2021
Bungle in a Jungle Bungle in a Jungle

 Была когда-то такой хит у британской группы Jethro Tull, но сейчас речь не о нем, а о хите другом – фильме Хауме Коллет Серра...

27 липня 2021
Трудности пандемического экзорцизма Трудности пандемического экзорцизма

Если режиссер хочет снимать фильмы, то он будет делать это в любых условиях (мы же ведь все помним, что творчість то є акт волі). На наши...

26 липня 2021
Впадаем в детство Впадаем в детство

На украинские экраны выходит многострадальный фильм «Глаза змеи. Начало Джи.Ай.Джо»: страдания его заключались в неоднократных...

22 липня 2021
PTSD от Escape Room PTSD от Escape Room

 В очередной раз приходится писать избитую фразу: причины, по которым снят фильм (в данном случае – «Смертельный лабиринт...

13 липня 2021