Увійти через
facebook
 

Слова, слова, слова...


Рецензія на фільм: Слова
Фільм Слова

Делать фильмы (равно как и публиковать книги) о писателях с одной стороны довольно легко, с другой - весьма проблематично. Легко - потому, что материал о них, как правило, очень живой и насыщенный, затраты минимизированы (никаких спецэффектов и технических штучек!), сюжет чаще всего затрагивает не только разум и чувства, но и душу: процесс творчества, созидания (в муках или без оных) всегда таков, что не только задает ряд сложных вопросов философского характера, но и пытается отвечать на них. Верно или нет - уже другой вопрос... Трудно - потому что чертовски тяжело предугадать, в какой мере все это будет интересно прежде всего массовому зрителю, в большинстве своем крайне далекому от любых литературных эскапад и "экспрессий".

Этот же вопрос более, чем актуален для картины "Слова", ленты, безусловно, очень сильной и яркой, а, главное, думающей, но интересной она будет отнюдь не всем. "Что там с сюжетом?.. Вор у вора дубинку украл? Писатель спер чужую рукопись и опубликовал под своим именем?.. Ах он негодник, экспроприатор поганый! Как?.. Не спер, а нашел, да и настоящего автора нигде не было рядом?.. Ну, это же совсем другое дело! Что с возу упало, то пропало. И вообще, никакой закон не нарушен. Опубликовал не свое, чтобы прославиться и денег срубить? Дык, молодец, предприимчивый парень. Другой бы автора пошел искать - а потом и дальше по миру, с протянутой-то рукой и без штанов... О чем же тогда фильм? Что?.. Как он страшно мучается от этого и не находит себе места?!.. Пытается все исправить? Пусть себе бошку сперва поправит! Нашли о чем снимать... Скукотища. Пойду я, что ли, лучше "Обитель зла" какую-нибудь посмотрю! Что с бабами и веселее..." - так или примерно так может подумать себе условный Средний Зритель. И будет тысячу раз неправ.

Прежде всего, режиссерский дуэт Брайана Клагмана и Ли Стернтала сделал серьезный шаг навстречу зрителю, уйдя практически от всех сугубо писательских подробностей и деталей, неизвестно даже то, в каком жанре пишет герой Рори Дженсена (Брэдли Купер), кроме того факта, что его книги о "злых молодых людях" (называется, понимайте как хотите). Фабула несколько упрощена, но, как ни странно, сам фильм от этого нисколько не пострадал. Упор сделан на саму жизнь людей, на любовь, на маленькие и большие радости и трагедии... Кроме того, "Слова" - это "история в истории", где сюжетные линии незримо переплетены меж собою, история, рассказанная удивительно чистым и простым языком, без лишней зауми, вычурности и слезливости. Это хорошая, искренняя и очень неглупая картина, от которой каждый может взять что-то свое и сделать собственные выводы. И, уверен, они будут весьма разниться...

Любопытно, например, что если бы герой Брэдли Купера был сам по себе писателем-неудачником, которому просто повезло с "находкой", сюжет "играл" бы совсем по-другому и можно было бы провести параллели с его же персонажем в "Области тьмы", которому все дается извне, благодаря чудо-наркотику. Однако же, Рори Дженсен, как мы слышим из отзывов агентов (которым нет смысла лгать), довольно талантлив и сам по себе, пусть и не принадлежит к категории "гениев". А "украденная" книга лишь дает толчок для развития его собственного, самостоятельного творчества, помогает обрести читателя... Разумеется, только лишь тогда, когда он разберется со своими проблемами и угрызениями совести за свой неблаговидный поступок. А главная потеря - человек, который был рядом с ним и верил в него. Или все-таки уважение к самому себе?.. "Потому что слова он любил больше, чем женщин..." (с) Слова, которые по версии авторов картины "только все разрушают". Хотя, как мы знаем, у истоков мироздания и Сотворения стояло именно Слово...

И потом, не использовав свой шанс, он мог так и остаться ни с чем, одним из тех тысяч несчастных и никому не нужных писателей, которые бегают по издательствам, прозябая в нищете и подпитываясь разве что "высотами духа", а потом, упершись в невидимую "стену", резко "взрослеют" (как мельком показано в фильме) и начинают где-то "серьезно" работать. Например, ночным сторожем или грузчиком. Так ничего и не добившись, они, в итоге, теряют все, оставаясь наедине со своим стареющим телом и уймой нереализованного "потенциала"... Не самая благовидная картина, а главное - вполне реалистичная. Журавль в небе или же синица в руках (но с мыслями о журавле)?..

Он ничего ведь не изменил бы судьбе того, "другого", героя Айронса. Его "излом" наступил намного раньше, и не книга, пусть даже гениальная книга, тому виной.

- Да, а что произошло?

- Он должен был стать великим писателем.

- Жизнь…

Просто жизнь, и ничего больше.

Отметим отличный актерский состав, в котором первую скрипку играют Брэдли Купер и Джереми Айронс, но даже "на подхвате" используются такие "магистры" киноиндустрии, как Джон Ханна, Дж.К.Симмонс или юный, но уже успевший обрести немалое число поклонников "Дориан Грей" Бен Барнс. Из всех-всех единственная, кто, как показалось, сыграла ниже своих возможностей - это Зои Салдана. Даже не знаю почему, но, увы, не верилось по ходу действа в ее "Дору Дженсен" и полноценную искренность образа. Впрочем, это очень маленькая и практически не ощутимая ложка дегтя в той "бочке с медом", что выкатили нам на пару режиссеры "Слов".

Одна из лучших картин, посмотренных в уходящем 2012-м году. Тот самый случай, когда слова (пусть самые лучшие) многого не скажут, лучше посмотреть и оценить самому. Удивительная лента, не склонная морализировать или подавлять зрителя "трубными", кричащими сценами, но "цепляющая" за живое, тонко побуждающая его задуматься над своей жизнью и ценностями. Пока еще не слишком поздно что-то изменить...

ЗЫ: Что еще удивило в фильме - так это полный зал, собираемый на публичное чтение отдельных глав из книги известным писателем... Не обсуждение или краткое ознакомление вкупе с "вкусными" авторскими деталями и раздачей автографов (хотя и их черед настанет), а именно ЧТЕНИЕ. Ужель, получается, с распадом Союза легендарный "Пиши-Читай" непатриотично слинял от нас и почтил своим присутствием "мировой кладезь демократии"?!..)

1
Ксеркс 18 грудня 2012
Like

Ім’я:
23 жовтня 2019
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Бегущая к пруду Бегущая к пруду

  Даже шекспироведы не раз подмечали: в "Гамлете" Офелия является, пожалуй, одним из самых недораскрытых персонажей, ее...

05 серпня 2019
Крестовый заплыв Крестовый заплыв

  "Его прощальный поклон" от 10-го Одесского международного кинофестиваля. В небольшом заключительном обзоре поделюсь с...

25 липня 2019
Теплое дело Теплое дело

  Еще одна документальная отечественная лента, представленная в последние дни 10-го ОМКФ, без прикрас поведает нам о суровых...

25 липня 2019
Между кино и жизнью Между кино и жизнью

  Пожалуй, лучший украинский фильм на 10-м Одесском международном кинофестивале! Самый органичный и живой, вызывающий душевный...

25 липня 2019
Прыжок к счастью Прыжок к счастью

 Довольно достойная литовская лента из международной конкурсной программы, увенчавшая 9-й день 10-го Одесского международного...

25 липня 2019