Увійти через
facebook
 

Не в штанах счастье


Рецензія на фільм: Серпень. Восьмого
Фільм Серпень. Восьмого

"Командир! С тебя новые штаны! Я обосрался!!!"

...и стойко незатейливой радости звучит при этом в голосе бойца, что поневоле понимаешь, как сильна духом эта армия, и что ей действительно под силу дойти еще снова и в Берлин, и в Париж, и омыть сапоги в Индийском океане... Вот только омовение в таком разе надо начинать не с сапог, как говорилось в рекламе, "чистая попка - здоровое дитя", да и приставку не забывать выключать иногда. А то все мы мним себя Наполеонами, строя радужные планы без штанов на табуретке с одной ножкой, да у цветного киноэкрана, где уж мелькают чьи-то титры...

Новое российское кино от Джаника Файзиева ("Турецкий гамбит") порадует нас авторским взглядом на события 2008-го года в Осетии, конфликт России и Грузии. Хотя сюжет задуман, прямо скажем, с эпохальным, почти спилберговским размахом: он включает в себя не только батальные сцены, но затронет и виртуальную реальность, любовные интриги, проблемы родителей и детей, покажет стойкость человеческого духа и способность к выживанию, прибегнет к толике философии, немного пройдется и по политическим "игрищам"... Охват матерала и нестандартный подход режиссера, без сомнения, заслуживают уважения, но при этом когда столько берешь себе на спину, всегда есть риск что-то расплескать по дороге... Не минула сего и данная картина. В итоге, обилие сцен, образов и идей вперемешку с настойчивым экшином несколько перегружают зрителя, и не все воспринимается на уровне позитива. Добавим к этому традиционное упрощение-штампование, практически неизбежное в массовом кино. Результат - весьма неоднозначные впечатления от фильма.

По сюжету нерадивая мать (Светлана Иванова) отсылает своего маленького сына, что "дружит только с роботами" (с) и видит мир сквозь призму необузданного детского воображения, к экс-супругу (Егор Бероев) на каникулы, дабы наладить свою личную жизнь с преуспевающим бизнесменом (Александр Олешко). Но в последний момент в ней просыпается совесть, ведь бывший супруг находится в Цхинвали, а там вот-вот начнутся военные действия. Поссорившись с ухажером, она отчаянно спешит туда, по дороге автобус терпит крушение (очень зрелищная сцена, надо сказать), а война-таки начинается. С этого мига действие сосредотачивается на отчаянных попытках матери добраться до малыша, который оказался в самом эпицентре пекла, и спасти его...

Поскольку мальчик настоящий фанат роботов, если не сказать хуже, то когда события показываются от его лица, то мы видим анимированные вставки, напоминающие "Трансформеров". Хоть эта идея и сильно "сголливудена", но смотрится интересно, как способ передать мир ребенка. Показано любопытно, но все-таки мальчику не хватает какой-то живости, человечности, он больше как кукло-персонаж. И это недостаток ленты.

И еще большой вопрос, кто его довел до такой "роботомании", плавно переходящей в юношеский идиотизм... Мальчик, конечно, без отца рос, как зритель понимает, но есть мать, бабушка, и кто-то из них, наверное, мог бы иногда выключать компьютер, телевизор... Итог сего: чтобы достучаться до ребенка, ушедшего в "Трансформию", далекую страну, матери приходится общаться с ним на его языке и лепетать неполовозрелый бред насчет "Космобоя", которому какие-то "азы-мазы-шлимазлы" идут на помощь... Нет, что мать "схаменулась" это замечательно, но можно было и раньше немного головой думать, а не тем, чем личная жизнь ведется.

"Мать", кстати, в исполнении Светланы Ивановой - очень молодая и красивая. Настолько, что едет в Осетию в весьма коротком платье, вскоре оказываясь в окружении солдат, бросающих интересные взгляды... В жизни бы, наверное, никто не стал долго думать и и по стойке "смирно" "наказывал" бы весь взвод по очереди, даже не снимая брюки-хаки, но это все-таки кино. Поэтому ближе к середине ленты режиссер милостиво позволяет натянуть даме джинсы и сделать упор на материнские чувства, а не на те изящные достоинства, коими безусловно не обделила природа актрису.

Далее о плюсах: операторская работа - отличная. Военные сцены-перестрелки показаны на весьма пристойном уровне. Динамика тоже не страдает, сюжет интересный, невзирая на некоторую хаотичность. Много известных актеров, большая часть которых играет хорошо и убедительно. "Закос под Голливуд", который ощущается, все же не портит картину, поскольку своей, отечественной специфики и искренних ноток хватает.

Хотя, конечно, когда дама спокойно проезжает через весь грузинский лагерь, обгоняет преследователей на четырех машинах, которые почему-то не стреляют хотя бы по колесам, и ускользает от танка... Что сказать - сильно. Но глупо. Как и Вдовиченков в роли президента России - м-мм, даже не знаю, что тут и сказать... Вообще, этих политических сценок в "генштабе" можно было преспокойно избежать, хуже бы кино от этого не стало. Но - время такое, выборы на кону. Понимаем.

Надо отметить, кино вроде бы и не старается "отбить" политзаказ, пафос и героика есть, но они более-менее в пределах допустимой нормы и по мозгам не бьют. И все же напомнить о той победе России, видимо, картина предназначена потенциальному избирателю дня сегодняшнего... Но тут остается тоже вопрос - один, большой. Да, Россия чисто и довольно убедительно победила тогда. Да, даже Евросоюз и все-все-все де факто признали Грузию агрессором и виновником конфликта, бла-бла-бла. Но когда говорят о политике, то я предпочитаю первым делом вспомнить экономику. Так почему же "победительница Россия" (как и мирная Украина) сегодня живет в общей массе хуже, чем наголову разбитая Грузия?! Видимо, не так плох тот президент, что проводит в стране реформы, а не занимается демагогией. А то, что галстуками он одними питается - так это его личное дело, коли на работе порядок, и экономия бюджета, опять же... Один галстук пока дожуешь - ничего сладкого и калорийного уже и не хочется.

Возвращаемся к фильму. Трудно собрать общее впечатление воедино и как-то "диагностировать" картину, поскольку много разного по форме и по содержанию там намешано, но... То, что это кино достойно просмотра - это однозначно. Для отечественной ленты - так и вовсе отлично. Файзиев здорово вырос со времен "Турецкого гамбита", это факт, при этом собрал многих актеров еще с той ленты (Бероев, Олешко, Куценко, Гуськов), но сюжет строится все же не только и не столько на них, проверенных "бойцах", но и на новых лицах . Главная героиня небезупречна по исполнению, но сыграна интересно Светланой Ивановой, и это главное.

Как и то, что штаны запачкать, в общем-то, не стыдно, когда страну защищаешь и чудеса храбрости являешь. Ведь не в штанах счастье, а в жизни человеческой. И дивиться героизму мы не перестанем, и уважать, и ценить подвиг. Но самое важное - не допускать того, чтобы люди сражались и гибли по надуманным кем-то мотивам. Самый лучший подвиг тот - который так и не придется совершить...

Потому что будет мир. И зелень вокруг, и чистый воздух, а не дым с гарью. И дети...

1
Ксеркс 29 лютого 2012
Like

Ім’я:
21 жовтня 2019
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Бегущая к пруду Бегущая к пруду

  Даже шекспироведы не раз подмечали: в "Гамлете" Офелия является, пожалуй, одним из самых недораскрытых персонажей, ее...

05 серпня 2019
Крестовый заплыв Крестовый заплыв

  "Его прощальный поклон" от 10-го Одесского международного кинофестиваля. В небольшом заключительном обзоре поделюсь с...

25 липня 2019
Теплое дело Теплое дело

  Еще одна документальная отечественная лента, представленная в последние дни 10-го ОМКФ, без прикрас поведает нам о суровых...

25 липня 2019
Между кино и жизнью Между кино и жизнью

  Пожалуй, лучший украинский фильм на 10-м Одесском международном кинофестивале! Самый органичный и живой, вызывающий душевный...

25 липня 2019
Прыжок к счастью Прыжок к счастью

 Довольно достойная литовская лента из международной конкурсной программы, увенчавшая 9-й день 10-го Одесского международного...

25 липня 2019