Увійти через
facebook google
 

Грузин-трансформер


Рецензія на фільм: Серпень. Восьмого
Фільм Серпень. Восьмого
Как известно, подчинение творческого замысла идеологической установке в подавляющем большинстве случаев до добра не доводит. Лишнее тому доказательство – новая лента Джаника Файзиева «Август. Восьмого» (в дальнейшем для краткости – А8).
Вполне естественно, что в сложившейся (гео)политической ситуации тему российско-грузинского конфликта в августе 2008 года не могли обойти стороной ни одна из сторон-участниц. Причем грузины даже опередили россиян – и в смысле хронологии, и в смысле идеологии: их фильм «Пять дней войны» в прошлом известного финнско-голливудского постановщика Ренни Харлина вышел на год раньше ленты «А8» Джаника Файзиева. При этом отметим, что Харлин, очевидно не очень разбираясь в нюансах тех событий, насытил свою ленту крайним насилием и идеологическими штампами, представив русских в однозначно черном цвете, то есть зверьми, готовыми по поводу и без повода терзать и рвать зубами все живое. В этом смысле Файзиев оказался куда более мягким, заявляя, что для него эта война – лишь фон для основной истории. Но вериться все же с трудом, особенно когда видишь Гигантского робота, крайне напоминающего какого-нибудь злобного Десептикона и долженствующего символизировать собой силы зла, а конкретно – грузин. Справедливости ради стоит отметить, что вся линия с роботами (есть в фильме и добрые роботы) – достаточно удачная отработка темы восприятия современным ребенком войны, в котором олицетворение сил добра и зла в роботах – лишь психологический защитный механизм. Ради той же справедливости надо сказать, что Файзиев – режиссер, тонко чувствующий конъюнктуру и знающий законы кинобизнеса – постарался сделать все, чтобы его лента получила максимально низкий возрастной ценз. Поэтому, в отличие от фильма Харлина, в котором части человеческих тел разлетаются во все стороны по поводу и без повода, в части насилия лента Файзиева крайне мягка. Используя в боевых сценах стилистику а ля «Черный ястреб» Ридли Скотта, он максимально избегает натуралистического показа ужасов войны. Пытается он избежать и прямолинейных агитационных посылов (за исключением сцен с президентом России, сыгранного Владимиром Вдовиченковым, которые смотрятся здесь достаточно чужеродно) – агитация здесь скрыта в деталях: в подборе актеров, в отдельных вроде бы незначимых репликах и пр. С другой стороны, режиссер пытается обставить эту войну в стилистике компьютерной игры – противники россиян никогда не показывают лиц, то есть в прямом смысле обезличены. А в единственной сцене, где грузинский воин снимает маску, он показан с самой лучшей стороны. Конечно, все эти ухищрения не снимают идеологической окраски ленты «А8», а форма подачи материала может сделать фильм более опасным в смысле идеологического воздействия на зрителя, чем лента того же Харлина. «Пять дней войны» просто никто не смотрел, а у фильма Файзиева есть все шансы сделать неплохую кассу в отечественном прокате.

 

3
Алексей Першко 29 лютого 2012
Like

Ім’я:
14 жовтня 2019
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Золотой истукан Золотой истукан

 На экраны Украины вышел фильм «Захар Беркут», который считался едва ли не самой ожидаемой премьерой не только этого...

11 жовтня 2019
Битва деревянных уиллов Битва деревянных уиллов

 Известнейший режиссер Энг Ли (из тех, кого часто – но ошибочно – причисляют к сонму визионеров) снял...

08 жовтня 2019
А обед – по расписанию А обед – по расписанию

 Анимация «Йети», которую сняла американка Джиил Калтон, показательна очень во многих отношениях – и...

02 жовтня 2019
Смех Феникса Смех Феникса

 Тодд Филлипс, ранее известный как комедиограф (кто же не помнит его трилогию про похмелье в разных городах США и мира?!), снял...

30 вересня 2019
Щегол, Диккенс и Гарольд Роббинс Щегол, Диккенс и Гарольд Роббинс

 На экраны Украины выходит один из самых ожидаемых фильмов года, который провалился даже у себя не родине – точнее, на родине...

23 вересня 2019