Грузин-трансформер


Рецензія на фільм: Серпень. Восьмого
Фільм Серпень. Восьмого
Как известно, подчинение творческого замысла идеологической установке в подавляющем большинстве случаев до добра не доводит. Лишнее тому доказательство – новая лента Джаника Файзиева «Август. Восьмого» (в дальнейшем для краткости – А8).
Вполне естественно, что в сложившейся (гео)политической ситуации тему российско-грузинского конфликта в августе 2008 года не могли обойти стороной ни одна из сторон-участниц. Причем грузины даже опередили россиян – и в смысле хронологии, и в смысле идеологии: их фильм «Пять дней войны» в прошлом известного финнско-голливудского постановщика Ренни Харлина вышел на год раньше ленты «А8» Джаника Файзиева. При этом отметим, что Харлин, очевидно не очень разбираясь в нюансах тех событий, насытил свою ленту крайним насилием и идеологическими штампами, представив русских в однозначно черном цвете, то есть зверьми, готовыми по поводу и без повода терзать и рвать зубами все живое. В этом смысле Файзиев оказался куда более мягким, заявляя, что для него эта война – лишь фон для основной истории. Но вериться все же с трудом, особенно когда видишь Гигантского робота, крайне напоминающего какого-нибудь злобного Десептикона и долженствующего символизировать собой силы зла, а конкретно – грузин. Справедливости ради стоит отметить, что вся линия с роботами (есть в фильме и добрые роботы) – достаточно удачная отработка темы восприятия современным ребенком войны, в котором олицетворение сил добра и зла в роботах – лишь психологический защитный механизм. Ради той же справедливости надо сказать, что Файзиев – режиссер, тонко чувствующий конъюнктуру и знающий законы кинобизнеса – постарался сделать все, чтобы его лента получила максимально низкий возрастной ценз. Поэтому, в отличие от фильма Харлина, в котором части человеческих тел разлетаются во все стороны по поводу и без повода, в части насилия лента Файзиева крайне мягка. Используя в боевых сценах стилистику а ля «Черный ястреб» Ридли Скотта, он максимально избегает натуралистического показа ужасов войны. Пытается он избежать и прямолинейных агитационных посылов (за исключением сцен с президентом России, сыгранного Владимиром Вдовиченковым, которые смотрятся здесь достаточно чужеродно) – агитация здесь скрыта в деталях: в подборе актеров, в отдельных вроде бы незначимых репликах и пр. С другой стороны, режиссер пытается обставить эту войну в стилистике компьютерной игры – противники россиян никогда не показывают лиц, то есть в прямом смысле обезличены. А в единственной сцене, где грузинский воин снимает маску, он показан с самой лучшей стороны. Конечно, все эти ухищрения не снимают идеологической окраски ленты «А8», а форма подачи материала может сделать фильм более опасным в смысле идеологического воздействия на зрителя, чем лента того же Харлина. «Пять дней войны» просто никто не смотрел, а у фильма Файзиева есть все шансы сделать неплохую кассу в отечественном прокате.

 

3
Алексей Першко 29 лютого 2012


Ім’я:
24 червня 2021
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Мазефака №2 Мазефака №2

В том, что на мировые экраны выходит второй фильм о похождениях странной парочки в составе киллера и его телохранителя, нет ничего...

22 червня 2021
Блистательный Лука Блистательный Лука

 Когда в 2021 году студия «Пиксар» выпускала анимацию «Отважная», во многих странах показ этого фильма...

16 червня 2021
Похождения писателя в жанре уся Похождения писателя в жанре уся

 Украинскому зрителю предоставляется редкая возможность поближе познакомиться с жанром, а точнее даже будет сказать –...

15 червня 2021
Девять жизней Доминика Торетто Девять жизней Доминика Торетто

Признаюсь, идя на просмотр девятой части (не считая спи-оффа) франшизы «Форсаж», думал, что писать рецензию будет...

09 червня 2021
Терпи и верь Терпи и верь

Эта фраза, неоднократно повторенная в диалогах и песнях фильма «На высотах Нью-Йорка», не исчерпывает всего посыла ленты Джона...

08 червня 2021