Первый! Украинский!! Блокбастер!!!


Рецензія на фільм: Тарас Трясило
Фільм Тарас Трясило
Сразу же спешим развеять возможные недоразумения, вызванные названием – речь не о современном украинском фильме, а о ленте, снятой в далеком 1926-м году в Одессе, на фабрике ВУФКУ. Но временнАя отдалённость не преуменьшает, как раз наоборот – лишь увеличивает ценность фильма «Тарас Трясило» Петра Чардынина, который отнюдь не зря многие величают первым украинским блокбастером.
1626-й год, на Украине неспокойно: казацкая верхушка погрязла в роскоши и лени, гетман Кобза женится на польской барышне Ягайлле, тогда как Украину терзают татарские набеги, произвол польской шляхты и прочие невзгоды. И, как часто бывает в подобной ситуации, народ выдвигает лидера из своих глубин – им становится Тарас Трясило (титан украинского актерского цеха Амвросий Бучма), простой селянин, ставший гетманом вместо Кобзы. А начиналось все, как это часто и бывает в этой жизни, из-за женщины: свободолюбивые устремления Тараса лишь укрепились после того, как на честь его сестры Марины (Наталья Ужвий) посягнул какой-то шляхтич. Вот Тарасу и не оставалось ничего, как, намяв бока негодяю, отправится на Сечь и восстать за правое народное дело.
Увиденное на экране просто-напросто потрясает: в 1926-м году, через 4 года после окончания Гражданской войны, Чардынин со своим могучим коллективом творит невозможное – фантастические по своим масштабам и правдоподобности декорации (панский замок, украинская деревня), невероятные по массовости и мастерству постановки и съемки батальные сцены (некоторые тогдашние критики настаивали на том, что в них принимали участие до 10 тысяч статистов), чудесная игра актеров. Жаль лишь, что не приходится говорить о мастерстве монтажа, ведь единственная сохранившаяся копия «Тараса Трясило» -  французского происхождения. Во Франции шедевр Чардынина шел под названием «Татары», а по тогдашней практике фильм был подвергнут переделке согласно вкусов и представлений о прекрасном французского прокатчика. Но и без этого «Тарас Трясило» для каждого увидевшего его станет открытием. И отрадно, что в нашей стране находятся люди, которые способны (подобно директору Каннского фестиваля Тьерри Фремо) превратить показы черно-белого, немого архивного кино в событие, привлекающее внимание широкой публики. Фильм «Тарас Трясило» был показан в рамках великолепного фестиваля «Немые ночи», организованного еще 7 лет тому назад нынешним директором Довженко-Центра Иваном Козленко. Браво – и Чардынину, и Козленко, и потрясающим музыкантам Андрею Показу и Якову Тарунцову, чья музыка стала неотъемлемой частью фильма.
0
Алексей Першко 11 травня 2017


Ім’я:
13 червня 2021
Ваш коментар
Гость
Гость 15 травня 2017 08:15
0
А разве не надо это уничтожить и предать забвению, согласно программе по декоммунизации? Режиссер-то, судя по времени и месту создания фильма, был далеко не бандеровец.
.

Інші рецензії автора


Девять жизней Доминика Торетто Девять жизней Доминика Торетто

Признаюсь, идя на просмотр девятой части (не считая спи-оффа) франшизы «Форсаж», думал, что писать рецензию будет...

09 червня 2021
Терпи и верь Терпи и верь

Эта фраза, неоднократно повторенная в диалогах и песнях фильма «На высотах Нью-Йорка», не исчерпывает всего посыла ленты Джона...

08 червня 2021
Нравоучительное порно Нравоучительное порно

 В программе «Фестиваль фестивалей» 50-го Киевского Международного Кинофестиваля «Молодость» показали возможно...

03 червня 2021
Заклятый круг Заклятый круг

Первые два фильма франшизы «Заклятие» стали своего рода кассовым феноменом (по не совсем понятным для автора этих строк...

03 червня 2021
Citius, altius, fortius Citius, altius, fortius

В столичном кинотеатре «Оскар» в рамках 50 Киевского кинофестиваля «Молодость» прошла украинская премьера...

02 червня 2021