Рецензия на фильм "Царь"
На экраны наконец вышел долгожданный фильм "Царь". Среди режиссеров до сих пор бытовало мнение, что зритель воспринимает лишь приключенческое и развлекательное кино . Но, к счастью, П. Лугин понял, что зрительская аудитория готова увидеть и оценить более глубокую и серьезную работу. Так появился сложный, многовекторный, содержательный фильм. В исторической драме "Царь" раскрыт период смутного времени в России и раскрыт так, что не оставит равнодушным ни одного из нас. Абсолютно естественным является тот факт, что эта кинолента может породить множество противоречивых чувств и впечатлений, но, как бы там ни было, именно это неоднозначное восприятие вызывает дискуссию. А, как известно, именно в спорах рождается истина.
На мой взгляд, режиссеру удалось с потрясающим мастерством достичь цели - фильм "Царь" заставляет задуматься. Поэтому его не стоит рассматривать как хроники событий того времени или же помещать в строгие рамки чисто исторического жанра. "Царь" - глубокая, многогранная, философская притча.
В поле зрения П. Лугина оказываются вопросы тирании и демократии и то, каким должен быть правитель страны, какими методами ему стоит руководствоваться в управлении государством. Вопрос о роли и власти церкви, а также ее взаимоотношениях с государственной властью рассматриваются и трактуются в оригинальном авторском ключе.
Тема фильма вечна - это борьба и противостояние добра и зла, света и тьмы.
Митрополит Филипп является в этой картине воплощением добра: под его черной рясой спрятаны сокровища всепрощения, любви, духовной красоты.
Иван Грозный показан его антагонистом: жестокий, бесчинствующий монарх скрывает гнусные, страшные, кровавые дела, прикрываясь величественными, роскошными убранствами.
Это противостояние добра и зла разрывает Россию в клочья, уничтожая моральные и духовные ценности, на которых основана жизнь всего народа. И в этом хаосе тонет всякая человечность. Люди становятся запуганными и беззащитными. Им негде и не от кого ждать спасание. Для воплощения всех мучений и страданий народа режиссер выбрал образ девочки-сироты, которая словно светлый, чистый ангел защищает невинных и погибает, держа в руках икону. Но не смотря на мрачную атмосферу фильма, его нельзя рассматривать лишь в черно-белом русле. Картина "Царь" - это, прежде всего, глубокое, пронизанное философскими раздумьями и психологическими изменениями характеров, монументальное произведение.
Не стоит также относиться однозначно к фигуре Ивана Грозного. Режиссер стремился показать царя сквозь призму разных взглядов. С одной стороны - это жестокий тиран, который бесчинствует и совершает ужасные злодеяний, поскольку считает себя Божим помазанником, а следовательно - ему все дозволено. Но с другой стороны - он обыкновенный земной человек со всеми его слабостями и тревогами; он способен покаяться, помолиться и поддаваться душевным терзаниям. Сильное эмоциональное и психологическое напряжение передано эпизодом, когда царь в черном покрывале молиться в церкви. Иван Грозный предстает перед нами в образе Мефистофеля - той извечной силы, которая всегда стремиться к свету, но обречена жить в кромешной тьме.
Если всмотреться и проникнуться мыслями самого монарха, становиться очевидным, что его стремления изначально светлы - он хотел, чтоб его государство было сильным и единым, но, к сожалению, на пути достижения этой цели он руководствовался ложным правилом "на войне все способы хороши". Иван Грозный начал замечать и подозревать предательство и коварство при своем, оплетенном интригами, донесениями, погрязшем в сплетнях, дворе. И поэтому жестоко уничтожал причастных к козням, а вместе с ними и невинных.
Большой заслугой режиссера является то, что он не уделяет чрезмерного внимания батальным сценам, а старается передать настроение и атмосферу эпохи через характеры личностей, их мысли и поступки. Каждой ролью актеры изображали не только отдельно взятую историческую личность или обыкновенного человека, а целый слой населения
Автор: Дрыслюк Маьяна
Filmwriter@i.ua