И дым отечества нам сладок и приятен


Рецензія на фільм: Україно, гудбай
Фільм Україно, гудбай
Украинский зритель получил уникальную возможность – присутствовать при рождении нового украинского кинематографа, инициированное поколением кинематографистов, которое уже получило название «украинские злые».
Феномен украинских злых, как уже отмечалось специалистами, сродни появлению итальянского неореализма в послевоенные годы или же британских реалистов «кино кухонной раковины». Но если итальянцами и британцами двигало желание говорить о своих современниках и их проблемах, используя новые выразительные средства киноязыка и снимать нечто отличное от того, что тогда производилось в их странах, то их украинским коллегам приходится решать другую задачу – тоже говорить о нас с вами при этом пытаясь заявить мировой кинообщественности о существовании кинематографа в нашей стране. О существовании не просто технической базы современного уровня и различных продакшн-студий, а о полноценном кинопроцессе, породили и развивают который режиссеры и сценаристы со своим современным взглядом на свою родину. И альманах «Украина, goodbye!» с этой задачей однозначно справляется. Речь об альманахе идет потому, что первые 6 короткометражек, вышедших в украинский прокат, - это лишь часть проекта (всего снято 25 лент). При том, что перед составителями альманах стояла трудная задача выбора, с ней они справились весьма изящно, сумев внести в него свою внутреннюю драматургию. «Свидание» Евгения Матвиенко, касаясь острых социальных проблем (главные герои – мать-одиночка, работающая в службе секса по телефону, и военный, находящийся в горячей точке), поражает неожиданным и достаточно шокирующим финалом и служит отличным «крючком», который заставит посмотреть альманах до конца. «Борода» Дмитрия Сухолиткого-Собчука, рассказывая об отце и дочери, разлученных заробитчанством, наполнена простыми, но действенными метафорами. В комедийном «Пироге» Юрия Ковалева повествуется об эдаком круговороте наркотиков в маленьком украинском городке, в котором все знают всех, а рука руку моет. На первый взгляд ничем не примечательный «Ангел смерти» Владимира Тихого в итоге оказывается абсурдным до черноты, но в то же время реальным рассказом о психологической ломке рядового украинца в своей современной стране. На примере короткометражки «Как казаки в космос полетели» Евгения Матвиенко видна неодинокость и неслучайность появления «украинских злых» в украинском художественном пространстве – пьеса Анны Легкой, легшая в основу сценария ленты, была написана в рамках проекта «Поселок городского типа» Лаборатории Современной Драматургии (ЛСД) в рамках Гогольфеста, но тогда не была прочитана, а сейчас все же нашла путь к зрителю. Про работу Мирослава Слабшпицкого «Ядерные отходы» лучше всего говорит ее признание и на западе Европы («Серебряный леопард» крайне престижного фестиваля в Локарно) и на ее Востоке (приз за лучший короткометражный фильм 21-го Открытого кинофестиваля  стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок-2012»).
В общем порыв украинских злых, поддержанный и Государственным агентством Украины по вопросам кино, весьма внушителен, чем и вселяет оптимизм. Неравнодушный зритель же может не просто потреблять этот культурный продукт, но и голосовать за него своей гривной. Глядишь, и в несколько отдаленной перспективе качественное украинское кино отвоюет свою долю экранного времени в украинских кинотеатрах.
1
Алексей Першко 01 листопада 2012


Ім’я:
28 липня 2021
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Bungle in a Jungle Bungle in a Jungle

 Была когда-то такой хит у британской группы Jethro Tull, но сейчас речь не о нем, а о хите другом – фильме Хауме Коллет Серра...

27 липня 2021
Трудности пандемического экзорцизма Трудности пандемического экзорцизма

Если режиссер хочет снимать фильмы, то он будет делать это в любых условиях (мы же ведь все помним, что творчість то є акт волі). На наши...

26 липня 2021
Впадаем в детство Впадаем в детство

На украинские экраны выходит многострадальный фильм «Глаза змеи. Начало Джи.Ай.Джо»: страдания его заключались в неоднократных...

22 липня 2021
PTSD от Escape Room PTSD от Escape Room

 В очередной раз приходится писать избитую фразу: причины, по которым снят фильм (в данном случае – «Смертельный лабиринт...

13 липня 2021
Джоанна Уик Джоанна Уик

Давно ни для кого не секрет, что мы живем во времена смены канонов различных жанров кино, точнее сказать – полного их переписывания....

13 липня 2021