Ода Стусу


Рецензія на фільм: Заборонений
Фільм Заборонений
Режиссер-дебютант Роман Бровко взялся за весьма амбициозную задачу: за государственные деньги создать кинематографическую версию биографии поэта-диссидента Васыля Стуса.
Как-то в 60-х годах прошлого столетия в недавно открытом киевском метро встретились поздним вечером аспирант Института литературы Васыль Стус и студентка КИИГА Валентина, интересующаяся, несмотря на будущую профессию, украинской поэзией. Васыль проводил Валю до дома и тут же пригласил на литературную вечеринку, посвященную памяти недавно погибшего Васыля Симоненко. Поэтический чтения были грубо прерваны нагрянувшей милицией. Вынужденные покинуть обширную студию художницы Аллы Горской, участники чтений решили продолжить их в ближайшем парке. Но там их настигли дружинники и вездесущие милиционеры. Решив продолжить гуляния Васыль и Валя пошли на танцы в некий подпольный клуб, где со сцены звучал запрещенный твист на украинском языке. Но и там не обошлось без милиции. Спустя еще какое-то время влюбленные пошли в столичный кинотеатр «Украина» на премьеру фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Это событие было омрачено известием о начале арестов украинской интеллигенции и тогда часть присутствующих в зале (среди них и молодой Вячеслав Черновол) решила выступить в их защиту. В этот момент Васыль Стус начал окончательно осознавать свою миссию, а окончательно он утвердился в своем решении бороться за все украинское после того, как увидел акт самосожжения на Крещатике, совершенный Васылем Макухом 5 ноября 1968 года в знак протеста против советского тоталитаризма и вторжения войск стран Варшавского договора в Чехословакию.  Свою борьбу Стус продолжил в лагере строгого режима в Пермской области, гле трагически завершил свій земной путь 4 сентября 1985 года.
Усилия, прилагаемые государством с целью популяризации национальных героев путем кинематографа, совершенно понятны, ведь кино, как никак, является самым массовым из искусств. Но подобного рода популяризацией можно заниматься разными методами и жаль, когда в 21-м веке кинематографисты обращаются к устаревшим инструментам (из набора всеми порицаемого социалистического реализма) – всякое послание (особенно – одухотворенно-возвышенное) достигает своего адресата, если говорит с ним на одном кинематографическом языке. 
0
Алексей Першко 04 вересня 2019


Ім’я:
31 липня 2021
Ваш коментар
Гость
Гость 12 вересня 2019 15:51
0
Якби в Україні було більше таких фільмів, і як би люди знали своїх героїв та свою історію, то в нас явно би не було тих проблем, які ми маємо сьогодня.  Я сьогодні повів своїх дітей старшокласників і всі в захваті. Фільм залишає роздуми після себе. Я би рекомендував цей фільм всім Українцям.  Таки фильми взагалі треба підростаючому поколінню в школі показувати, бо таки картини виховують и формують свідомість. Дуже дякую за важливе кіно
.

Інші рецензії автора


Жизнь – это пляж Жизнь – это пляж

Украинского зрителя ожидает нечастое событие – новый фильм М. Найта Шьямалана «Время» с великолепным актерским ансамблем...

28 липня 2021
Bungle in a Jungle Bungle in a Jungle

 Была когда-то такой хит у британской группы Jethro Tull, но сейчас речь не о нем, а о хите другом – фильме Хауме Коллет Серра...

27 липня 2021
Трудности пандемического экзорцизма Трудности пандемического экзорцизма

Если режиссер хочет снимать фильмы, то он будет делать это в любых условиях (мы же ведь все помним, что творчість то є акт волі). На наши...

26 липня 2021
Впадаем в детство Впадаем в детство

На украинские экраны выходит многострадальный фильм «Глаза змеи. Начало Джи.Ай.Джо»: страдания его заключались в неоднократных...

22 липня 2021
PTSD от Escape Room PTSD от Escape Room

 В очередной раз приходится писать избитую фразу: причины, по которым снят фильм (в данном случае – «Смертельный лабиринт...

13 липня 2021