Арарат (2002)
Описание фильма Арарат
Официальная программа Каннского фестиваля 2002 года.
Художник пишет портрет своей матери. Режиссер снимает фильм о жизни художника.
Юноша отправляется в путешествие снимать исторические места и вместе к видеоматериалами пытаеться провезти
героин из Турции. На основе их долгого разговора с таможенником-развиваються исторические и реальные события:
Молодая женщина хочет узнать тайну исчезновения своего отца.
Преподаватель изучает историю, чтобы забыть свое прошлое.
Актер играет негодяя, не задумываясь о последствиях.
Их судьбы переплетаются и вместе составляют историю Армении.
По сообщению газеты "Азг", скандальный фильм Атома Эгояна "Арарат",
премьера которого на Каннском кинофестивале вызвала возмущение Турции,
был показан в российской столице в рамках внеконкурсного показа Московского кинофестиваля.
Фильм Атома Эгояна "Арарат", основанный на армянской версии событий 1915 года и даже представляющий
в ореоле "национальных героев" террористов, стрелявших в турецких дипломатов в семидесятые-восьмидесятые годы,
по признанию "Азг", можно отнести к трудным для зрительского восприятия работам. Это, скорее,
"клубная" картина для кинолюбителей, чем для широкой общественности. Тем не менее скандальную премьеру
почтили своим присутствием посол Армении в России Армен Смбатян и президент Союза армян России Ара Абрамян.
Проще говоря, показ фильма, еще до выхода на экраны, вызвавшего резкое возмущение Турции,
превратился в то, чем и был с самого начала - армянскую политическую акцию,
где достоинства и недостатки картины не могли не отойти на задний план.
А сам Эгоян даже заявил, что намерен повезти фильм на Стамбульский кинофестиваль,
хотя даже газета "Азг" признает, что затея маловероятна. Но зато с гордостью сообщает:
фильм Эгояна уже в середине сентября выйдет в широкий прокат не только в Ереване, но и в Москве.
Известно, что фильм "Арарат" вызвал весьма резкий протест Турции,
где работу Эгояна справедливо расценили как пропаганду, направленную на разжигание вражды и ненависти к Турции. В двадцатых числах июня в Анкаре прошла пресс-конференция директора Института армянских исследований (ИАИ) Омера Энгина Лютема, посвященная выходу в свет книги "Арарат": армянская пропаганда посредством искусства". По словам Лютема, этот фильм противоречит интересам прежде всего самих армян. В свою очередь министр культуры Турции Талай заявил: "Очень плохо, что в таком общечеловеческом искусстве, как кино, люди искажают историческую правду и сеют вражду между народами".
Теоретически существует вероятность, что российские кинопрокатчики рассчитывают
на интерес зрителей благодаря скандальному ореолу фильма "Арарат".
Однако на деле решение о запуске в прокат фильма, вызвавшего столь острую реакцию в Турции,
более всего смахивает на политическую акцию, направленную на
поддержку наиболее агрессивных настроений в армянской среде.
И зная степень близости "хозяина российского кино"
Никиты Михалкова к кремлевским структурам, трудно поверить,
что такое решение было принято без ведома властей