Пульс (2006)
Описание фильма Пульс
Представьте себе, что используемые нами беспроводные технологии установили канал связи с другим миром. Представьте, что другой мир воспользовался им, чтобы выйти в наш мир. А теперь представьте, что связь, которую мы установили, нельзя оборвать. Когда вы включаете свой мобильный или снимаете электронную почту, они проникают… заражают вирусом… и могут забрать у вас то, чего у них уже нет - жизнь. Кристен Белл ("Вероника Марс"), Кристина Милиан ("Love Don't Cost A Thing") и Йен Сомерхолдер ("Остаться в живых") в главных ролях в фильме "Пульс", самом ужасном триллере, стартующем в кинотеатрах.
"Пульс" - картина компании братьев Вайнштейн. Постановщик Джон Сонзеро, сценарий Стивена Саско. Фильм снят по мотивам фильма "Kairo" сценариста и режиссера Киоши Куросавы. Продюсеры Майкл Лии и Жоэль Суассон. Исполнительные продюсеры -Дэниэл Левайн, Боб и Харви Вайнштейны. Творческую группу составили оператор Марк Пламмер, монтажер Боб Мори и художник-постановщик Гари Маттесон. Композитор Элиа Кмирал. Главные роли исполняют Кристен Белл, Кристина Милиан, Йен Сомерхолдер, Джонатан Такер, Рик Гонсалес и Сэмм Ливайн. Подробнее
От "Kairo" к "Пульсу"
Американское прочтение японского фильма ужасов
Последние несколько лет воображением американских кинозрителей овладели фильмы, снятые по мотивам японских фильмов ужасов. Чрезвычайно популярный фильм "Звонок" (2001) и его сиквел, в которых журналист расследовал случай с таинственной видеокассетой, вызывавшей неизбежную смерть всех, кто ее смотрел, были сняты по одноименному японскому фильму. "Проклятье" по мотивам японской картины "Ju-On" стало одним из главных хитов 2004 года, а выход на экраны "Проклятья 2" намечен на ближайшую осень.
Продюсеры Майк Лии и Жоэль Суассон уверены, что "Пульс" - продолжит череду успешных римэйков.
- Японским фильмам ужасов удается что-то, что не под силу американским, - говорит Лии. - Они об одиночестве и изоляции, но намного страшнее. В "Звонке" и "Проклятии" есть по-настоящему страшные моменты, и я надеюсь, что в "Пульсе" их будет не меньше.
- Азиатское кино ставит целью напугать зрителя, а не собрать кассу, это скорее присуще американским продюсерам. "Японцам удается направить ужас внутрь, - говорит Суассон.
- "Мне кажется, что после многих лет, на протяжении которых японские чудовища крушили города, они вдруг осознали, что самое страшное то, что идет из головы. Американцы слишком поздно об этом догадались. Мы всегда перегибаем палку. Снимаем дорогие, безрассудные, но не очень страшные фильмы. Японцы это поняли, и мне кажется, что нам в нашем фильме удалось сделать то же самое.
Пульс снят по мотивам японского ужастика "Kairo" (2001). Сценарист и режиссер Киоши Куросава показал в своем фильме компанию японских подростков, которые расследуют серию самоубийств связанных с веб-камерой, обещающей посетителям интеренет-сайта контакт с умершими.
- Это очень запоминающийся, таинственный и поэтичный арт-хоррор, - говорит Суассон. - Мы много почерпнули из оригинала. Японский фильм строже и даже менее страшен. Но когда он пугает, это происходит неожиданно, и у вас перехватывает дыхание. По-моему, нам удалось добиться чего-то подобного и в "Пульсе".
Сохраняя атмосферу ужаса, которой насквозь пропитан фильм Куросавы, американская картина развивает концепцию оригинала.
- Мы старались сделать масштабнее и страшнее, и я считаю, что у нас получилось". - говорит Суассон. - "Мы хотим, чтобы вы вскакивали с кресел.
Как и "Kairo", "Пульс" рассказывает о скрытых опасностях, таящихся в нашем стремительном, напичканном беспроводным цифровыми штучками образе жизни и играет на нашем страхе перед этими технологиями. В "Пульсе" компания друзей из колледжа в Огайо натыкается на университетский вай-фай портал, который не просто подключает их к интернету - он погружает их высокотехнологичный ночной кошмар. Лии называет это "окончательным компьютерным вирусом".
"Пульс" оставляет открытыми многие вопросы, касающиеся этих технологий.
Действительно ли они используют нас? - спрашивает Кристен Белл, исполнительница главной женской роли. - Некоторые из этих технологий способны думать сами, и это действительно страшно.
Продюсеру Суассону комбинация этих элементов позволяет превратить "Пульс" в праздник страха, взывающий к нашей тайной паранойе, связанной с современной жизнью.
- В нашем фильме страх очень личный, - говорит Суассон.
Со свежей идеей и сценарием Стивена Саско ("Проклятье", "Проклятье 2") на руках продюсерам посчастливилось привлечь знания и ресурсы новой производственной компании Боба и Харви Вайнштейнов. Участие в проекте руководителей в прошлом очень успешной компании Мирамакс и продюсеров таких блокбастеров, как "Крик" и "Очень страшное кино" - заинтересовало многих актеров.
Лии и Суассон начали искать режиссера. Свой выбор они остановили на Джиме Сонзеро, одном из самых известных постановщиков рекламы в Голливуде.
- Мы знали, что он сделает этот проект очень необычным, - говорит Суассон. - Джим лучше, чем кто бы то ни было умеет использовать пространство кадра. Кроме того, у него дар общения с актерами и великолепное чувство сюжета - такие качества постановщику рекламы редко удается проявить. Именно поэтому проект ему понравился, и он захотел за него взяться.
- Он всесторонне образованный режиссер, - продолжает продюсер. - Он дает тебе то, что ты от него хочешь, сначала внешний вид, потом отношение к работе, вплоть до момента выплаты гонорара.
Сонзеро заинтересовала идея фильма, особенно мысль о том, что технология создает скорее чувство изоляции, нежели общности. "Пульс" для него история-предостережение.
- То, что коммуникационные устройства нас объединяют, на самом деле иллюзия. Чем больше мы с ними взаимодействуем, тем более отстраненными становимся, - говорит он. - В мире цифровых технологий вместо физического контакта с другим человеком этого мира мы, в конце концов, размещаем на своих компьютерах фрагменты своих голосов. Мы общаемся виртуально. Мне было действительно интересно развить эту идею, ведь я хотел заставить людей мыслить другими категориями.
Сонзеро очень понравился японский оригинал. "Видение Куросавы действительно врезается в память. Можно сказать, что страх подогревается, как на медленном огне. - Говорит Сонзеро. - Мне понравилось".
Заполучив Сонзеро, можно было начать подбор актеров. Кинематографисты собрали свежий молодой ансамбль во главе с Кристен Белл, звездой популярного сериала UPN "Вероника Марс". Ей пришлось вникнуть в психологию Мэтти, которая пытается раскрыть тайну таинственных электронных писем, которые она получает из потустороннего мира.
- Мэтти главный персонаж фильма, - рассказывает Белл. - В начале фильма она становится свидетелем самоубийства близкого ей человека, и это не дает ей покоя. Она та, кому не терпится разобраться, что же на самом деле происходит, и она не сдается.
Посмотрев японскую версию, Белл дала согласие.
- В "Kairo" есть что-то театрально страшное, ведь там идет речь о технологии, которую мы применяем ежедневно, - говорит она. - Мысль о том, что предмет, который используешь каждый день, может оказаться враждебным, например, компьютер, наводит ужас. В фильме есть что-то очень тревожное. Это ощущение сохраняется даже после просмотра.
Йену Сомерхалдеру (исполнитель роли Буна Карлайла в первом сезоне сериала "Остаться в живых") досталась роль помешанного на компьютерах Декстера, который, в конце концов, оказывается единственным союзником Мэтти в поисках правды.
- Кристен и Йен очень талантливы и хороши собой. Для путешествия в ад лучше не найти, - говорит Жоэль Суассон. - Им это удалось. Они опытные актеры.
Кристина Милиан певица и звезда таких картин, как "Будь круче" и "Love Don't Cost A Thing" сыграла Изабель, соседку по комнате и лучшую подругу Мэтти.
- Изабель - самая свободная в компании. Сегодня она развлекается с парнем, завтра ест пиццу с Мэтти, - рассказывает Милиан. - Но в то же время она и главный скептик. Она пытается успокоить Мэтти, сказать ей, что ничего не происходит, что она и Джош слишком серьезно все воспринимают.
Джонатану Такеру, фильмография которого включает такие картины, как "Криминал" и "Заложник", досталась роль подавленного хакера Джоша, который, по словам Суассона "открывает в нашем фильме ящик Пандоры. Он тот, кто создает трудности, которые остальным приходится преодолевать". Такер дает согласие.
- Мой персонаж обнаруживает портал, который неожиданно для него, открывает дверь в другой мир, и теперь мои друзья должны эту дверь закрыть, - рассказывает он. - У него возникают психологические трудности, потому что он обнаружил ход, позволивший злым духам войти в его жизнь.
Привнести в компанию немного юмора было поручено Рику Гонсалесу, последние роли которого были в фильмах "Roll Bounce" и "Война миров".
- Стоун - пират кибер-пространства и жулик. Он взламывает двд-диски и получает доступ в запретные точки интернета, - говорит Рик. - Он и Джош добывают для студентов университета экзаменационные билеты. Так они зарабатывает себе на расходы.
Сэмм Ливайн, бывшая звезда сериала NBC "Freeks and Geeks", играет Тима, "который серьезно запал на Мэтти", - говорит актер. - "Он пытается обратить на себя ее внимание, но у него ничего не выходит".
Ливайна привлекла та же идея, что и Сонзеро - могут ли используемые нами технологические достижения восстать против нас?
- Мы пытались показать, как интернет должен сплачивать и объединять нас, - говорит Ливайн. - Но на самом деле он нас разобщает.
Восточно-европейское приключение: начало съемок "Пульса"
Основные съемки "Пульса" происходили в Румынии, стране постепенно превращается в центральную съемочную площадку Восточной Европы.
- Румыния становится огромным кинематографическим центром, - говорит Майкл Лии. - Параллельно со съемками "Пульса", неподалеку снималось еще три фильма.
Кинематографисты облюбовали Румынию как из финансовых, так и из эстетических соображений. Страна уютно расположившаяся между Болгарией и Украиной, находилась под контролем Советского Союза с 1940 года. Освободившись от коммунистического правления в 1996, страна с тех пор пытается вернуть былое величие своему архитектурному ландшафту, воссоздавая интересные визуальные разветвления, которые так привлекают кинематографистов.
- Многие годы Румыния была бесцветной и однообразной. Теперь она снова оживает, - говорит Суассон. - Румыния пытается копировать Америку и Западную Европу. Так что сейчас это почти Америка.
Сонзеро, Лии и Суассон искали именно такую натуру.
- Румыния воплощала именно то, что, как нам казалось, необходимо для нашего фильма - отчаяние, пустота и божественность. Все это можно было воплотить при помощи звука, но тогда это не выглядело бы даже наполовину по-настоящему, - говорит Суассон. - В нашем фильме очень важна атмосферная приманка. Джиму Сонзеро понадобилось не больше секунды, чтобы понять, что это именно то место, где нужно снимать "Пульс".
- Я согласился снимать в Румынии в первую же нашу "разведку", - соглашается режиссер. - Технически фильм снимался на Среднем Западе Америки. Но архитектура и ландшафты Румынии добавляют ощущения отстраненности и страха. Это можно было бы принять за не совсем обычную Америку, но на самом деле это не так. В этом есть что-то жуткое и незнакомое.
Съемочная группа согласилась, что Румыния похожа на Огайо, но "отличается достаточно, чтобы заставить почувствовать, что вы переместились из своего мира в другой, в мир грез, а иногда и кошмаров", - говорит Суассон. - "Действие разворачивается в Америке, но нам была нужна Америка, которую вы никогда не увидите у себя за окном".
Кинематографисты обнаружили, что строгая коммунистическая архитектура Румынии сослужила им хорошую службу. Школа в обычном советском стиле 50-х легко сошла за университетский городок Среднего Запада. В стране также в избытке нашелся квалифицированный персонал, готовый работать за очень выгодную зарплату.
- В Румынии здорово снимать кино, - говорит продюсер по бюджету. - У них есть отличные команды и квалифицированные техники. Нам достаточно было лишь привезти туда нашего оператора Марка Пламмера и нескольких ключевых фигур из Лос-Анджелеса.
Несмотря на языковой барьер, работа с румынской командой была позитивным опытом.
- Они на самом деле много работают. И у них есть действительно великолепные художники, - говорит Сонзеро. - Их мастерство и внимание к деталям выше всяких похвал.
Хотя и не сразу, но актеры поддались таинственному очарованию восточно-европейской глубинки, которая, согласно легенде, является родиной Дракулы.
- Румыния идеально подходит для такого фильма, - говорит Кристина Милиан. - Я немного волновалась - все-таки вампиры, Трансильвания. Одно только название, Румыния, уже звучало страшно! Но это были прекрасные съемки.
- В Румынии было действительно здорово, - добавляет Кристен Белл. - Я вегетарианка, поэтому недостаток легко усваиваемого мяса меня совсем не беспокоил!
Не только Румыния, но и работа под руководством Джима Сонзеро (про него говорили, что он выглядит как символ чистящего средства Mr Clean, но с татуировками) запомнится надолго и актерам, и членам съемочной группы.
- Джим совсем не похож на режиссера, - признает Жоэль Суассон. - Но ему это дано свыше. Глядя на него, очень быстро убеждаешься, что он знает, что сработает, а что нет.
- Он мне очень нравится. Он классный, и у него есть дар предвидения, - говорит Кристина Милиан. - Когда он демонстрировал мне эффекты, которые будут использованы в фильме, это казалось мне безумием. Неожиданные, мрачные и пугающие - то, что надо для воображения. Мне кажется, ему удалось в этом фильме сделать так, как он хотел.
Сэмм Ливайн описывает Сонзеро как "возможно самого безумного режиссера, из всех, с кем ему доводилось работать, но в хорошем смысле".
- Я впервые увидел Джима на кинопробах и, честно говоря, решил, что меня дурачат. Я вошел, а там стоял этот бритый парень с безумным взглядом, в кожаной куртке и весь в татуировках. Я ожидал, что ко мне выйдет Эштон Кутчер, - продолжает он. - Но Джим просто чудо. Он привносит свой энтузиазм и свое личное отношение в каждую сцену. Не задумываясь, еще бы с ним поработал.
- У Джима Сонзеро прекрасное нездоровое воображение, - заключает Кристен Белл. - И еще он большой новатор, он видит то страшное, что получится в конце. Благодаря его новым идеям, этот фильм стал не просто средним фильмом ужасов. У него получилось нечто особенное.
Чтобы добиться ощущения страха во время съемок, Сонзеро использовал тщательно подобранную музыку из своего ай-пода.
- Во время съемок в Румынии, Джим подключил свой ай-под к колонкам и ставил запоминающуюся пугающую музыку, - говорит Джонатан Такер. Он хотел зарядить нас энергией перед съемками и иногда даже во время съемок. Это нам очень помогало. Он руководил нами почти молча.
Создание страха: как должен был выглядеть "Пульс"
- Одно из отличий "Пульса" от остальных представителей этого жанра то, как фильм выглядит, - рассказывает Майкл Лии. - Даже несмотря на то, что Джим - рекламщик, и это его первый художественный фильм, он снял его очень красиво.
Сонзеро намеренно выбрал приглушенную цветовую палитру.
- Я отдавал предпочтение синему, свинцовому, металлическому серому, черным и белым тонам чтобы создать настроение, - говорит он.
- Кроме цветового решения, остальные элементы должны были вызвать у зрителя чувство тревоги. Оператор Марк Пламмер и художник-постановщик Гэри Маттесон (как и Сонзеро, рекламщик) тоже помогали создать атмосферу страха. "Пульс" выглядит непохожим на другие фильмы, и мне кажется, что это доказывает, что Джим Сонзеро и Марк Пламмер хорошо поработали. Марк - один из моих самых любимых операторов 90-х. Помните фильм "Как стемнеет, дорогая"? - говорит Лии. - По-моему, они очень хорошо поняли друг друга и действительно сделали "Пульс" не таким как другие.
Чтобы оживить "Пульс" потребовалось множество визуальных эффектов: обычные (создаваемые при съемках), световые и цифровые эффекты.
- Концепция вируса, проникающего через технические устройства, добавляла сложности, так как подразумевала не только спецэффекты на съемочной площадке, но и световые эффекты, и компьютерную графику, - говорит Лии. - Вот такая ядреная смесь смогла оживить наших призраков.
В распоряжении Сонзеро был полный набор инструментов.
- Понятие визуальных эффектов постоянно меняется и эволюционирует. Сейчас так много возможностей манипулировать изображением, - говорит он. - что мы смогли первыми ступить в еще неизведанные области.
- С нынешним программным обеспечением, - продолжает он. - Это совсем несложно. Можно разрабатывать концепции и создавать эффекты на двух или трех макинтошах.
Создание призраков было одним из самых важных моментов.
- Когда дело дошло до разработки облика духов, нам дали много времени, чтобы придумать что-то такое, чего еще никто не изображал", - говорит Сонзеро.
В создании призраков участвовали Сонзеро, ветеран мира кино художник-гример Гэри Танниклифф, специалист по визуальным эффектам Кевин О'Нейл и другие работники студии.
- Гэри придумал первого призрака, мы внесли изменения, и, наконец, Сонзеро сделал свои поправки", - говорит Майкл Лии.
Возможно, неслучайно, что призраки напоминают самого Сонзеро.
- Джим внешне очень интересный парень. У него бритая голова, татуировки. У него блестящие белые зубы, и некоторые призраки были на него похожи, - говорит Суассон. - Пропустив их сквозь мельницу спецэффектов, мы сделали их страшнее. Но изначально они были просто клонами Сонзеро.
Звучать они должны были тоже необычно и страшно.
- Проще всего описать это, как звук всасывания или крика, звучащий в обратном порядке. Ничего подобного раньше не встречалось, - говорит Сонзеро. - Сначала это был пронзительный крик и дыхание, потом его инвертировали, растянули, обработали и изменили тональность. Это добавило еще больше ужаса.
- Несмотря на ослепительные внедренные эффекты, мы в этом фильме использовали мой самый любимый эффект - его отсутствие, - говорит Суассон. - Это что-то, чего не понимаешь, пока сам не подумаешь об этом. Большинство наших эффектов связаны с убиранием предметов. Мы очень старались убрать все, что может дать чувство спокойствия.
Некоторые эффекты были заимствованы из оригинала.
- Делать римэйки очень удобно, потому что если в оригинале что-то хорошо, то можно это слямзить, и никто тебе даже слова не скажет, - говорит Суассон. - В японском оригинале есть такие моменты.
- Одна из таких сцен - приближающаяся к зрителям по коридору женщина-призрак. "Приближаясь, она спотыкается и снова встает, но странным образом, словно сопротивляясь гравитации, - говорит Суассон. - Это такой трюк, когда вы не уверены, изменилось ли что-нибудь или нет, и от этого вам становится не по себе.
Другие заимствованные сцены обошлись без вмешательства авторов "Пульса". Одна из них, особенно памятная, схватка Изабель с призраком в студенческой прачечной. Жоэль Суассон считает ее лучшей сценой Сонзеро.
- Кристина Милиан спускается в прачечную с охапкой белья, чтобы постирать. Но происходит нечто совсем другое, - говорит Суассон. - Мне кажется, что Джиму очень хорошо удается, взяв что-то земное, сделать из него нечто совершенно ужасное. И никогда не знаешь, где именно и каким образом, но это все равно происходит. Вы к этому не готовы, и это убивает наповал.
Творческая группа несколько раз обсуждала, как лучше всего снять самую страшную сцену фильма.
- Одни считали, что нужно использовать исключительно средства компьютерной графики, другие говорили, что нужно на самом деле запихать людей в сушилку, - рассказывает Рон Веккиарелли.
Было решено подойти к съемкам практически.
- Мы поместили пять человек в сушильный барабан, причем каждый из них отвечал за определенную часть тела, - говорит Лии. - Чтобы сцена получилась страшной, они должны были двигаться одновременно.
- Ничего страшнее я в жизни не видел, - говорит Сонзеро. - Мы очень переживали, потому что это была главная сцена фильма.
- Гэри Танниклифф принимал участие в таком количестве необычных фильмов с монстрами, что для него не составило труда придумать, как должны двигаться руки, - говорит Веккиарелли. - Его находки просто великолепны.
- Это самая страшная сцена из всех, что мне доводилось играть. Призрак появляется из ниоткуда - руки, ноги, огромная страшная голова - и прямо в лицо Изабель, - рассказывает Кристина Миллиан. - Когда это произошло, у меня чуть сердце из груди не выпрыгнуло. Я кричала по-настоящему, это была не игра.
- Сцена с Кристиной в прачечной одна из самых страшных, что мне доводилось видеть в фильмах ужасов, - говорит Сэмм Ливайн. - Просто ужас! После этого я никогда больше не пойду в прачечную.
* * *
У Боба Вайнштейна есть термин "вскок". Во время демонстрации фильма ужасов он сидит на последнем ряду и смотрит, выпрыгивают ли зрители из кресел. Успех таких фильмов он измеряет количеством "вскоков".
- Мне кажется, все дело в чисто физическом выбросе адреналина, - объясняет Майкл Лии. - Наши нейропередатчики привыкают к этому ощущению, когда страшно, когда вскакиваешь с кресла. Это волнение. Ведь в обычной жизни мы ничего такого не получаем.
Волнение и страх - вот что привлечет зрителей в "Пульсе". Говоря словами Сэмма Ливайна, "что может быть лучше, чем постараться напугать людей?"
- Зрители могут ожидать, что их взволнуют, напугают до смерти, и они хорошо проведут время, - говорит Кристина Милиан. - Вы уже не знаете, сможете ли уснуть ночью.
Возможно, Джим Сонзеро сказал лучше всех: "Ужас "Пульса" проберет вас до мозга и костей!"
Американское прочтение японского фильма ужасов
Последние несколько лет воображением американских кинозрителей овладели фильмы, снятые по мотивам японских фильмов ужасов. Чрезвычайно популярный фильм "Звонок" (2001) и его сиквел, в которых журналист расследовал случай с таинственной видеокассетой, вызывавшей неизбежную смерть всех, кто ее смотрел, были сняты по одноименному японскому фильму. "Проклятье" по мотивам японской картины "Ju-On" стало одним из главных хитов 2004 года, а выход на экраны "Проклятья 2" намечен на ближайшую осень.
Продюсеры Майк Лии и Жоэль Суассон уверены, что "Пульс" - продолжит череду успешных римэйков.
- Японским фильмам ужасов удается что-то, что не под силу американским, - говорит Лии. - Они об одиночестве и изоляции, но намного страшнее. В "Звонке" и "Проклятии" есть по-настоящему страшные моменты, и я надеюсь, что в "Пульсе" их будет не меньше.
- Азиатское кино ставит целью напугать зрителя, а не собрать кассу, это скорее присуще американским продюсерам. "Японцам удается направить ужас внутрь, - говорит Суассон.
- "Мне кажется, что после многих лет, на протяжении которых японские чудовища крушили города, они вдруг осознали, что самое страшное то, что идет из головы. Американцы слишком поздно об этом догадались. Мы всегда перегибаем палку. Снимаем дорогие, безрассудные, но не очень страшные фильмы. Японцы это поняли, и мне кажется, что нам в нашем фильме удалось сделать то же самое.
Пульс снят по мотивам японского ужастика "Kairo" (2001). Сценарист и режиссер Киоши Куросава показал в своем фильме компанию японских подростков, которые расследуют серию самоубийств связанных с веб-камерой, обещающей посетителям интеренет-сайта контакт с умершими.
- Это очень запоминающийся, таинственный и поэтичный арт-хоррор, - говорит Суассон. - Мы много почерпнули из оригинала. Японский фильм строже и даже менее страшен. Но когда он пугает, это происходит неожиданно, и у вас перехватывает дыхание. По-моему, нам удалось добиться чего-то подобного и в "Пульсе".
Сохраняя атмосферу ужаса, которой насквозь пропитан фильм Куросавы, американская картина развивает концепцию оригинала.
- Мы старались сделать масштабнее и страшнее, и я считаю, что у нас получилось". - говорит Суассон. - "Мы хотим, чтобы вы вскакивали с кресел.
Как и "Kairo", "Пульс" рассказывает о скрытых опасностях, таящихся в нашем стремительном, напичканном беспроводным цифровыми штучками образе жизни и играет на нашем страхе перед этими технологиями. В "Пульсе" компания друзей из колледжа в Огайо натыкается на университетский вай-фай портал, который не просто подключает их к интернету - он погружает их высокотехнологичный ночной кошмар. Лии называет это "окончательным компьютерным вирусом".
"Пульс" оставляет открытыми многие вопросы, касающиеся этих технологий.
Действительно ли они используют нас? - спрашивает Кристен Белл, исполнительница главной женской роли. - Некоторые из этих технологий способны думать сами, и это действительно страшно.
Продюсеру Суассону комбинация этих элементов позволяет превратить "Пульс" в праздник страха, взывающий к нашей тайной паранойе, связанной с современной жизнью.
- В нашем фильме страх очень личный, - говорит Суассон.
Со свежей идеей и сценарием Стивена Саско ("Проклятье", "Проклятье 2") на руках продюсерам посчастливилось привлечь знания и ресурсы новой производственной компании Боба и Харви Вайнштейнов. Участие в проекте руководителей в прошлом очень успешной компании Мирамакс и продюсеров таких блокбастеров, как "Крик" и "Очень страшное кино" - заинтересовало многих актеров.
Лии и Суассон начали искать режиссера. Свой выбор они остановили на Джиме Сонзеро, одном из самых известных постановщиков рекламы в Голливуде.
- Мы знали, что он сделает этот проект очень необычным, - говорит Суассон. - Джим лучше, чем кто бы то ни было умеет использовать пространство кадра. Кроме того, у него дар общения с актерами и великолепное чувство сюжета - такие качества постановщику рекламы редко удается проявить. Именно поэтому проект ему понравился, и он захотел за него взяться.
- Он всесторонне образованный режиссер, - продолжает продюсер. - Он дает тебе то, что ты от него хочешь, сначала внешний вид, потом отношение к работе, вплоть до момента выплаты гонорара.
Сонзеро заинтересовала идея фильма, особенно мысль о том, что технология создает скорее чувство изоляции, нежели общности. "Пульс" для него история-предостережение.
- То, что коммуникационные устройства нас объединяют, на самом деле иллюзия. Чем больше мы с ними взаимодействуем, тем более отстраненными становимся, - говорит он. - В мире цифровых технологий вместо физического контакта с другим человеком этого мира мы, в конце концов, размещаем на своих компьютерах фрагменты своих голосов. Мы общаемся виртуально. Мне было действительно интересно развить эту идею, ведь я хотел заставить людей мыслить другими категориями.
Сонзеро очень понравился японский оригинал. "Видение Куросавы действительно врезается в память. Можно сказать, что страх подогревается, как на медленном огне. - Говорит Сонзеро. - Мне понравилось".
Заполучив Сонзеро, можно было начать подбор актеров. Кинематографисты собрали свежий молодой ансамбль во главе с Кристен Белл, звездой популярного сериала UPN "Вероника Марс". Ей пришлось вникнуть в психологию Мэтти, которая пытается раскрыть тайну таинственных электронных писем, которые она получает из потустороннего мира.
- Мэтти главный персонаж фильма, - рассказывает Белл. - В начале фильма она становится свидетелем самоубийства близкого ей человека, и это не дает ей покоя. Она та, кому не терпится разобраться, что же на самом деле происходит, и она не сдается.
Посмотрев японскую версию, Белл дала согласие.
- В "Kairo" есть что-то театрально страшное, ведь там идет речь о технологии, которую мы применяем ежедневно, - говорит она. - Мысль о том, что предмет, который используешь каждый день, может оказаться враждебным, например, компьютер, наводит ужас. В фильме есть что-то очень тревожное. Это ощущение сохраняется даже после просмотра.
Йену Сомерхалдеру (исполнитель роли Буна Карлайла в первом сезоне сериала "Остаться в живых") досталась роль помешанного на компьютерах Декстера, который, в конце концов, оказывается единственным союзником Мэтти в поисках правды.
- Кристен и Йен очень талантливы и хороши собой. Для путешествия в ад лучше не найти, - говорит Жоэль Суассон. - Им это удалось. Они опытные актеры.
Кристина Милиан певица и звезда таких картин, как "Будь круче" и "Love Don't Cost A Thing" сыграла Изабель, соседку по комнате и лучшую подругу Мэтти.
- Изабель - самая свободная в компании. Сегодня она развлекается с парнем, завтра ест пиццу с Мэтти, - рассказывает Милиан. - Но в то же время она и главный скептик. Она пытается успокоить Мэтти, сказать ей, что ничего не происходит, что она и Джош слишком серьезно все воспринимают.
Джонатану Такеру, фильмография которого включает такие картины, как "Криминал" и "Заложник", досталась роль подавленного хакера Джоша, который, по словам Суассона "открывает в нашем фильме ящик Пандоры. Он тот, кто создает трудности, которые остальным приходится преодолевать". Такер дает согласие.
- Мой персонаж обнаруживает портал, который неожиданно для него, открывает дверь в другой мир, и теперь мои друзья должны эту дверь закрыть, - рассказывает он. - У него возникают психологические трудности, потому что он обнаружил ход, позволивший злым духам войти в его жизнь.
Привнести в компанию немного юмора было поручено Рику Гонсалесу, последние роли которого были в фильмах "Roll Bounce" и "Война миров".
- Стоун - пират кибер-пространства и жулик. Он взламывает двд-диски и получает доступ в запретные точки интернета, - говорит Рик. - Он и Джош добывают для студентов университета экзаменационные билеты. Так они зарабатывает себе на расходы.
Сэмм Ливайн, бывшая звезда сериала NBC "Freeks and Geeks", играет Тима, "который серьезно запал на Мэтти", - говорит актер. - "Он пытается обратить на себя ее внимание, но у него ничего не выходит".
Ливайна привлекла та же идея, что и Сонзеро - могут ли используемые нами технологические достижения восстать против нас?
- Мы пытались показать, как интернет должен сплачивать и объединять нас, - говорит Ливайн. - Но на самом деле он нас разобщает.
Восточно-европейское приключение: начало съемок "Пульса"
Основные съемки "Пульса" происходили в Румынии, стране постепенно превращается в центральную съемочную площадку Восточной Европы.
- Румыния становится огромным кинематографическим центром, - говорит Майкл Лии. - Параллельно со съемками "Пульса", неподалеку снималось еще три фильма.
Кинематографисты облюбовали Румынию как из финансовых, так и из эстетических соображений. Страна уютно расположившаяся между Болгарией и Украиной, находилась под контролем Советского Союза с 1940 года. Освободившись от коммунистического правления в 1996, страна с тех пор пытается вернуть былое величие своему архитектурному ландшафту, воссоздавая интересные визуальные разветвления, которые так привлекают кинематографистов.
- Многие годы Румыния была бесцветной и однообразной. Теперь она снова оживает, - говорит Суассон. - Румыния пытается копировать Америку и Западную Европу. Так что сейчас это почти Америка.
Сонзеро, Лии и Суассон искали именно такую натуру.
- Румыния воплощала именно то, что, как нам казалось, необходимо для нашего фильма - отчаяние, пустота и божественность. Все это можно было воплотить при помощи звука, но тогда это не выглядело бы даже наполовину по-настоящему, - говорит Суассон. - В нашем фильме очень важна атмосферная приманка. Джиму Сонзеро понадобилось не больше секунды, чтобы понять, что это именно то место, где нужно снимать "Пульс".
- Я согласился снимать в Румынии в первую же нашу "разведку", - соглашается режиссер. - Технически фильм снимался на Среднем Западе Америки. Но архитектура и ландшафты Румынии добавляют ощущения отстраненности и страха. Это можно было бы принять за не совсем обычную Америку, но на самом деле это не так. В этом есть что-то жуткое и незнакомое.
Съемочная группа согласилась, что Румыния похожа на Огайо, но "отличается достаточно, чтобы заставить почувствовать, что вы переместились из своего мира в другой, в мир грез, а иногда и кошмаров", - говорит Суассон. - "Действие разворачивается в Америке, но нам была нужна Америка, которую вы никогда не увидите у себя за окном".
Кинематографисты обнаружили, что строгая коммунистическая архитектура Румынии сослужила им хорошую службу. Школа в обычном советском стиле 50-х легко сошла за университетский городок Среднего Запада. В стране также в избытке нашелся квалифицированный персонал, готовый работать за очень выгодную зарплату.
- В Румынии здорово снимать кино, - говорит продюсер по бюджету. - У них есть отличные команды и квалифицированные техники. Нам достаточно было лишь привезти туда нашего оператора Марка Пламмера и нескольких ключевых фигур из Лос-Анджелеса.
Несмотря на языковой барьер, работа с румынской командой была позитивным опытом.
- Они на самом деле много работают. И у них есть действительно великолепные художники, - говорит Сонзеро. - Их мастерство и внимание к деталям выше всяких похвал.
Хотя и не сразу, но актеры поддались таинственному очарованию восточно-европейской глубинки, которая, согласно легенде, является родиной Дракулы.
- Румыния идеально подходит для такого фильма, - говорит Кристина Милиан. - Я немного волновалась - все-таки вампиры, Трансильвания. Одно только название, Румыния, уже звучало страшно! Но это были прекрасные съемки.
- В Румынии было действительно здорово, - добавляет Кристен Белл. - Я вегетарианка, поэтому недостаток легко усваиваемого мяса меня совсем не беспокоил!
Не только Румыния, но и работа под руководством Джима Сонзеро (про него говорили, что он выглядит как символ чистящего средства Mr Clean, но с татуировками) запомнится надолго и актерам, и членам съемочной группы.
- Джим совсем не похож на режиссера, - признает Жоэль Суассон. - Но ему это дано свыше. Глядя на него, очень быстро убеждаешься, что он знает, что сработает, а что нет.
- Он мне очень нравится. Он классный, и у него есть дар предвидения, - говорит Кристина Милиан. - Когда он демонстрировал мне эффекты, которые будут использованы в фильме, это казалось мне безумием. Неожиданные, мрачные и пугающие - то, что надо для воображения. Мне кажется, ему удалось в этом фильме сделать так, как он хотел.
Сэмм Ливайн описывает Сонзеро как "возможно самого безумного режиссера, из всех, с кем ему доводилось работать, но в хорошем смысле".
- Я впервые увидел Джима на кинопробах и, честно говоря, решил, что меня дурачат. Я вошел, а там стоял этот бритый парень с безумным взглядом, в кожаной куртке и весь в татуировках. Я ожидал, что ко мне выйдет Эштон Кутчер, - продолжает он. - Но Джим просто чудо. Он привносит свой энтузиазм и свое личное отношение в каждую сцену. Не задумываясь, еще бы с ним поработал.
- У Джима Сонзеро прекрасное нездоровое воображение, - заключает Кристен Белл. - И еще он большой новатор, он видит то страшное, что получится в конце. Благодаря его новым идеям, этот фильм стал не просто средним фильмом ужасов. У него получилось нечто особенное.
Чтобы добиться ощущения страха во время съемок, Сонзеро использовал тщательно подобранную музыку из своего ай-пода.
- Во время съемок в Румынии, Джим подключил свой ай-под к колонкам и ставил запоминающуюся пугающую музыку, - говорит Джонатан Такер. Он хотел зарядить нас энергией перед съемками и иногда даже во время съемок. Это нам очень помогало. Он руководил нами почти молча.
Создание страха: как должен был выглядеть "Пульс"
- Одно из отличий "Пульса" от остальных представителей этого жанра то, как фильм выглядит, - рассказывает Майкл Лии. - Даже несмотря на то, что Джим - рекламщик, и это его первый художественный фильм, он снял его очень красиво.
Сонзеро намеренно выбрал приглушенную цветовую палитру.
- Я отдавал предпочтение синему, свинцовому, металлическому серому, черным и белым тонам чтобы создать настроение, - говорит он.
- Кроме цветового решения, остальные элементы должны были вызвать у зрителя чувство тревоги. Оператор Марк Пламмер и художник-постановщик Гэри Маттесон (как и Сонзеро, рекламщик) тоже помогали создать атмосферу страха. "Пульс" выглядит непохожим на другие фильмы, и мне кажется, что это доказывает, что Джим Сонзеро и Марк Пламмер хорошо поработали. Марк - один из моих самых любимых операторов 90-х. Помните фильм "Как стемнеет, дорогая"? - говорит Лии. - По-моему, они очень хорошо поняли друг друга и действительно сделали "Пульс" не таким как другие.
Чтобы оживить "Пульс" потребовалось множество визуальных эффектов: обычные (создаваемые при съемках), световые и цифровые эффекты.
- Концепция вируса, проникающего через технические устройства, добавляла сложности, так как подразумевала не только спецэффекты на съемочной площадке, но и световые эффекты, и компьютерную графику, - говорит Лии. - Вот такая ядреная смесь смогла оживить наших призраков.
В распоряжении Сонзеро был полный набор инструментов.
- Понятие визуальных эффектов постоянно меняется и эволюционирует. Сейчас так много возможностей манипулировать изображением, - говорит он. - что мы смогли первыми ступить в еще неизведанные области.
- С нынешним программным обеспечением, - продолжает он. - Это совсем несложно. Можно разрабатывать концепции и создавать эффекты на двух или трех макинтошах.
Создание призраков было одним из самых важных моментов.
- Когда дело дошло до разработки облика духов, нам дали много времени, чтобы придумать что-то такое, чего еще никто не изображал", - говорит Сонзеро.
В создании призраков участвовали Сонзеро, ветеран мира кино художник-гример Гэри Танниклифф, специалист по визуальным эффектам Кевин О'Нейл и другие работники студии.
- Гэри придумал первого призрака, мы внесли изменения, и, наконец, Сонзеро сделал свои поправки", - говорит Майкл Лии.
Возможно, неслучайно, что призраки напоминают самого Сонзеро.
- Джим внешне очень интересный парень. У него бритая голова, татуировки. У него блестящие белые зубы, и некоторые призраки были на него похожи, - говорит Суассон. - Пропустив их сквозь мельницу спецэффектов, мы сделали их страшнее. Но изначально они были просто клонами Сонзеро.
Звучать они должны были тоже необычно и страшно.
- Проще всего описать это, как звук всасывания или крика, звучащий в обратном порядке. Ничего подобного раньше не встречалось, - говорит Сонзеро. - Сначала это был пронзительный крик и дыхание, потом его инвертировали, растянули, обработали и изменили тональность. Это добавило еще больше ужаса.
- Несмотря на ослепительные внедренные эффекты, мы в этом фильме использовали мой самый любимый эффект - его отсутствие, - говорит Суассон. - Это что-то, чего не понимаешь, пока сам не подумаешь об этом. Большинство наших эффектов связаны с убиранием предметов. Мы очень старались убрать все, что может дать чувство спокойствия.
Некоторые эффекты были заимствованы из оригинала.
- Делать римэйки очень удобно, потому что если в оригинале что-то хорошо, то можно это слямзить, и никто тебе даже слова не скажет, - говорит Суассон. - В японском оригинале есть такие моменты.
- Одна из таких сцен - приближающаяся к зрителям по коридору женщина-призрак. "Приближаясь, она спотыкается и снова встает, но странным образом, словно сопротивляясь гравитации, - говорит Суассон. - Это такой трюк, когда вы не уверены, изменилось ли что-нибудь или нет, и от этого вам становится не по себе.
Другие заимствованные сцены обошлись без вмешательства авторов "Пульса". Одна из них, особенно памятная, схватка Изабель с призраком в студенческой прачечной. Жоэль Суассон считает ее лучшей сценой Сонзеро.
- Кристина Милиан спускается в прачечную с охапкой белья, чтобы постирать. Но происходит нечто совсем другое, - говорит Суассон. - Мне кажется, что Джиму очень хорошо удается, взяв что-то земное, сделать из него нечто совершенно ужасное. И никогда не знаешь, где именно и каким образом, но это все равно происходит. Вы к этому не готовы, и это убивает наповал.
Творческая группа несколько раз обсуждала, как лучше всего снять самую страшную сцену фильма.
- Одни считали, что нужно использовать исключительно средства компьютерной графики, другие говорили, что нужно на самом деле запихать людей в сушилку, - рассказывает Рон Веккиарелли.
Было решено подойти к съемкам практически.
- Мы поместили пять человек в сушильный барабан, причем каждый из них отвечал за определенную часть тела, - говорит Лии. - Чтобы сцена получилась страшной, они должны были двигаться одновременно.
- Ничего страшнее я в жизни не видел, - говорит Сонзеро. - Мы очень переживали, потому что это была главная сцена фильма.
- Гэри Танниклифф принимал участие в таком количестве необычных фильмов с монстрами, что для него не составило труда придумать, как должны двигаться руки, - говорит Веккиарелли. - Его находки просто великолепны.
- Это самая страшная сцена из всех, что мне доводилось играть. Призрак появляется из ниоткуда - руки, ноги, огромная страшная голова - и прямо в лицо Изабель, - рассказывает Кристина Миллиан. - Когда это произошло, у меня чуть сердце из груди не выпрыгнуло. Я кричала по-настоящему, это была не игра.
- Сцена с Кристиной в прачечной одна из самых страшных, что мне доводилось видеть в фильмах ужасов, - говорит Сэмм Ливайн. - Просто ужас! После этого я никогда больше не пойду в прачечную.
* * *
У Боба Вайнштейна есть термин "вскок". Во время демонстрации фильма ужасов он сидит на последнем ряду и смотрит, выпрыгивают ли зрители из кресел. Успех таких фильмов он измеряет количеством "вскоков".
- Мне кажется, все дело в чисто физическом выбросе адреналина, - объясняет Майкл Лии. - Наши нейропередатчики привыкают к этому ощущению, когда страшно, когда вскакиваешь с кресла. Это волнение. Ведь в обычной жизни мы ничего такого не получаем.
Волнение и страх - вот что привлечет зрителей в "Пульсе". Говоря словами Сэмма Ливайна, "что может быть лучше, чем постараться напугать людей?"
- Зрители могут ожидать, что их взволнуют, напугают до смерти, и они хорошо проведут время, - говорит Кристина Милиан. - Вы уже не знаете, сможете ли уснуть ночью.
Возможно, Джим Сонзеро сказал лучше всех: "Ужас "Пульса" проберет вас до мозга и костей!"