Страна приливов (2005)
Описание фильма Страна приливов
У маленькой девочки по имени Джелиза-Роуз очень непростая жизнь; её родители законченные наркоманы. Когда мать умирает от передозировки героина, она отправляется с отцом в странное путешествие. Её отец, Ной, когда-то был музыкантом, играл рок-н-ролл, но его лучшие дни давно миновали. Но вот умирает и он…
Сам Терри Гиллиам называет свой фильм "Страна приливов" местом встречи "Алисы в стране чудес" с "Психозом" Хичкока. В фильме реальность причудливо переплетается со странными фантазиями девочки. Она прячется в мире своих фантазий от тяжкого бремени одиночества. В её мире у светлячков есть имена, в сумерках пробуждаются призраки, а белки умеют говорить. Компанию ей составляют только четыре кукольные головы, давно оторванные от тел, это её подружки, с которыми она разговаривает. Потом она знакомится с Дикенсом; это дефективный молодой человек с разумом десятилетнего ребёнка, одетый в гидрокостюм. Он проводит дни, прячась в чём-то вроде вигвама из кучи строительного и прочего мусора, и Диккенс считает его своей подводной лодкой; он охотится за чудовищной гигантской акулой, обитающей в железнодорожной колее. У него есть старшая сестра Делл, высокая, одноглазая, жутковатая женщина в чёрном одеянии, носящая на голове сетку пасечника.
В сюрреалистическом, оптимистическом, забавном и пугающем фильме "Страна приливов" правит бал всемогущее и безграничное детское воображение… Подробнее
Гиллиам прочитал роман "Страна приливов" в 2001 г. и сразу же позвонил своему другу Тони Грисони, автору сценария знаменитого фильма Гиллиама "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" ("Fear and Loathing in Las Vegas"). Гиллиам и Грисони договорились о том, что после завершения их совместной работы над фильмом "Человек, который убил Дон-Кихота", ("The man who killed Don Quixote"), сценарий которого они писали в соавторстве, они немедленно приступят к осуществлению кинопроекта "Страна приливов". Но судьба распорядилась иначе. Съёмки "Дон-Кихота" проходили в тяжёлых погодных условиях, произошло несколько несчастных случаев, исполнитель главной роли Жан Рошфор повредил спину, и всё это вынудило кинематографистов прервать съёмки, хотя сам Гиллиам делал всё, что мог, чтобы спасти свой фильм. Обо всём этом подробно и с искренним сочувствием рассказывается в документальном фильме "Пропавший в Ламанче" ("Lost in La Mancha"). Затем Гиллиам, связанный контрактными обязательствами с киностудией "Мирамакс" ("Miramax"), начал работать над фильмом "Братья Гримм" ("The brothers Grimm"). Но он не расставался с мыслями о "Стране приливов". Гиллиам обратился к известному продюсеру Джереми Томасу с предложением вступить в команду "Страны приливов" и начать изыскивать деньги на постановку этого фильма. Томас вспоминает об этом так: "Я, конечно, понимал, что Гиллиам - выдающийся режиссёр, но я также знал, что у него репутация неуживчивого, несговорчивого человека, что у него постоянные проблемы и трения с руководством и с продюсерами студии "Мирамакс", но как раз это не волновало меня. Я готов был рискнуть, потому что мне очень нравятся фильмы Гиллиама, а книга "Страна приливов" и сценарные наработки Грисони произвели на меня сильное и яркое впечатление.
К тому же, почти все мои собственные проекты, которые впоследствии становились всемирно известными фильмами, сначала отвергались крупнейшими киностудиями. Например, я приступил к производству фильма "Последний император" ("The Last Emperor") так и не добившись никакой реальной финансовой поддержки от голливудских студий. А потом этот фильм получил несколько "Оскаров". А ещё мне нравилась то, что "Страна приливов" будет малобюджетным фильмом, то есть Гиллиам будет снимать "независимое кино", обретая при этом максимально возможную творческую свободу. И хотя бюджет фильма в конечном итоге составил 12 млн. долл., у нас всё-таки получилось "независимое кино".
Пока Гиллиам снимал фильм "Братья Гримм", Томас привлёк к сотрудничеству продюсера Габриэллу Мартинелли. Они вместе продюссировали фильм Дэвида Кроненберга "Обед нагишом" ("Голый завтрак") ("Naked Lunch"). Мартинелли говорит, что идея фильма о маленькой девочке, волею судьбы оказавшейся в очень странной сказке и спасающейся только силой своего воображения, сразу вдохновила её. В 2004 году она заручилась поддержкой канадской киностудии "СаскФильм" ("SaskFilm"), находящейся в провинции Саскачеван. Томас, Гиллиам и Мартинелли отправились в Риджайну, столицу этой канадской провинции, чтобы посмотреть предложенные студией места для натурных съёмок. И в часе езды от Риджайны они нашли почти всё, что им было нужно, и землю, кажущуюся пустынной, и дом Делл, и ферму Ноя. Производство фильма почти полностью финансировалось канадскими киностудиями и организациями "Телефильм Канада" ("Telefilm Canada"), "Астрал Медиа" ("Astral Media") и "Фонд Гарольда Гринберга" ("The Harold Greenberg Fund"). И Мартинелли и Гиллиам подчёркивают, что неоценимую и всестороннюю помощь оказало им правительство провинции Саскачеван.
Было принято решение снимать фильм в Саскачеване, оставалась только одна проблема - погода. Чтобы уложиться в бюджет и по времени, нужно было начать съёмки на природе не позднее 27-го сентября и закончить их до 20-го октября, потому что во второй половине октября в Саскачеване начинаются обильные снегопады. Времени оставалось в обрез, у кинематографистов уже были деньги на съёмки фильма, но у режиссёра ещё не было актрисы на роль десятилетней Джелизы-Роуз. А эта актриса должна была сниматься почти во всех сценах, и все понимали, что это будет ключевая фигура фильма. Гиллиам просмотрел более четырёхсот кандидаток на эту роль, но никого не выбрал и, в отчаянии, уже решил искать талантливую девочку - сироту в детских домах Канады, но тут ему прислали видеозапись из Ванкувера. Гиллиам нашёл свою юную актрису буквально в последний момент, ещё несколько дней и натурные съёмки пришлось бы отложить на неопределённое время. Гиллиам узнал, что эта девочка уже снималась в 25 телефильмах только после того, как вызвал её на съёмки. На роль Ноя, отца Джелизы, Гиллиам сразу пригласил Джеффа Бриджеса, с которым он уже работал на картине "Король - рыбак" ("Fisher King"). Было непросто найти актёра на роль умственно отсталого Дикенса, но когда Гиллиам увидел видеозапись Брендана Флетчера, то сразу сказал: "Это он". Флетчер был поражён, когда по телефону узнал о том, что утверждён на роль без кинопроб и даже без предварительной встречи с режиссёром. Гиллиам сперва полагал, что этот персонаж будет жалким и нелепым, даже смешным. Но, по мнению Гиллиама, Флетчер сыграл роль настолько убедительно и правдоподобно, что в этом персонаже появилось даже нечто трагическое, вызывающее жалость и сострадание. И история его отношений с девочкой стала даже напоминать историю Квазимодо и Эсмеральды. Флетчер придумал, что его герой в детстве стал жертвой врачебной ошибки, неудачной хирургической операции по поводу эпилепсии. Он читал специальную литературу об эпилепсии, много работал над необычной походкой своего героя и его странной речью.
Съёмки фильма начались 27 сентября. Гиллиам и оператор Пекорини решили, что кинокамера должна находиться в постоянном движении, "плавать", чтобы создавалась ощущение иллюзорности, фантастичности показываемой ими истории. Пекорини, работавший с Гиллиамом на нескольких картинах, среди которых "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" и незаконченный фильм "Человек, который убил Дон-Кихота", придумывал самые неожиданные ракурсы, добивался самых удивительных сочетаний света и тени в кадре. Перед актёрами была поставлена задача: исполнять свои роли так, будто их персонажи балансируют на тончайшей грани между реальным и фантастическим миром.
Спецэффектами занимался Ричард Бэйн, только что закончивший работу на картине Гиллиама "Братья Гримм". Из-за скромного бюджета фильма Бэйну приходилось находить как можно более простые решения сложных задач. Например, Бэйн рассказывает, что эпизод, когда Джелиза проваливается в кроличью нору, снимался без использования каких-либо сложных технологий. Просто третий помощник режиссёра, завёрнутый под цвет травы во всё зелёное, держал её вниз головой и размахивал в воздухе её ногами.
Несколько раз съёмки приходилось приостанавливать на несколько дней из-за снегопадов, но в этом случае удача была на стороне Гиллиама, снег стаивал, погода налаживалась, и "Страна приливов" избежала печальной судьбы "Дон-Кихота". Сам Гиллиам говорит, что в этом фильме ему удалось воплотить в жизнь лучший из своих замыслов, что это самый "гиллиамовский" фильм в его творчестве. Основные съёмки фильма продолжались в течение 56 дней и закончились 11 декабря 2004 г.
К тому же, почти все мои собственные проекты, которые впоследствии становились всемирно известными фильмами, сначала отвергались крупнейшими киностудиями. Например, я приступил к производству фильма "Последний император" ("The Last Emperor") так и не добившись никакой реальной финансовой поддержки от голливудских студий. А потом этот фильм получил несколько "Оскаров". А ещё мне нравилась то, что "Страна приливов" будет малобюджетным фильмом, то есть Гиллиам будет снимать "независимое кино", обретая при этом максимально возможную творческую свободу. И хотя бюджет фильма в конечном итоге составил 12 млн. долл., у нас всё-таки получилось "независимое кино".
Пока Гиллиам снимал фильм "Братья Гримм", Томас привлёк к сотрудничеству продюсера Габриэллу Мартинелли. Они вместе продюссировали фильм Дэвида Кроненберга "Обед нагишом" ("Голый завтрак") ("Naked Lunch"). Мартинелли говорит, что идея фильма о маленькой девочке, волею судьбы оказавшейся в очень странной сказке и спасающейся только силой своего воображения, сразу вдохновила её. В 2004 году она заручилась поддержкой канадской киностудии "СаскФильм" ("SaskFilm"), находящейся в провинции Саскачеван. Томас, Гиллиам и Мартинелли отправились в Риджайну, столицу этой канадской провинции, чтобы посмотреть предложенные студией места для натурных съёмок. И в часе езды от Риджайны они нашли почти всё, что им было нужно, и землю, кажущуюся пустынной, и дом Делл, и ферму Ноя. Производство фильма почти полностью финансировалось канадскими киностудиями и организациями "Телефильм Канада" ("Telefilm Canada"), "Астрал Медиа" ("Astral Media") и "Фонд Гарольда Гринберга" ("The Harold Greenberg Fund"). И Мартинелли и Гиллиам подчёркивают, что неоценимую и всестороннюю помощь оказало им правительство провинции Саскачеван.
Было принято решение снимать фильм в Саскачеване, оставалась только одна проблема - погода. Чтобы уложиться в бюджет и по времени, нужно было начать съёмки на природе не позднее 27-го сентября и закончить их до 20-го октября, потому что во второй половине октября в Саскачеване начинаются обильные снегопады. Времени оставалось в обрез, у кинематографистов уже были деньги на съёмки фильма, но у режиссёра ещё не было актрисы на роль десятилетней Джелизы-Роуз. А эта актриса должна была сниматься почти во всех сценах, и все понимали, что это будет ключевая фигура фильма. Гиллиам просмотрел более четырёхсот кандидаток на эту роль, но никого не выбрал и, в отчаянии, уже решил искать талантливую девочку - сироту в детских домах Канады, но тут ему прислали видеозапись из Ванкувера. Гиллиам нашёл свою юную актрису буквально в последний момент, ещё несколько дней и натурные съёмки пришлось бы отложить на неопределённое время. Гиллиам узнал, что эта девочка уже снималась в 25 телефильмах только после того, как вызвал её на съёмки. На роль Ноя, отца Джелизы, Гиллиам сразу пригласил Джеффа Бриджеса, с которым он уже работал на картине "Король - рыбак" ("Fisher King"). Было непросто найти актёра на роль умственно отсталого Дикенса, но когда Гиллиам увидел видеозапись Брендана Флетчера, то сразу сказал: "Это он". Флетчер был поражён, когда по телефону узнал о том, что утверждён на роль без кинопроб и даже без предварительной встречи с режиссёром. Гиллиам сперва полагал, что этот персонаж будет жалким и нелепым, даже смешным. Но, по мнению Гиллиама, Флетчер сыграл роль настолько убедительно и правдоподобно, что в этом персонаже появилось даже нечто трагическое, вызывающее жалость и сострадание. И история его отношений с девочкой стала даже напоминать историю Квазимодо и Эсмеральды. Флетчер придумал, что его герой в детстве стал жертвой врачебной ошибки, неудачной хирургической операции по поводу эпилепсии. Он читал специальную литературу об эпилепсии, много работал над необычной походкой своего героя и его странной речью.
Съёмки фильма начались 27 сентября. Гиллиам и оператор Пекорини решили, что кинокамера должна находиться в постоянном движении, "плавать", чтобы создавалась ощущение иллюзорности, фантастичности показываемой ими истории. Пекорини, работавший с Гиллиамом на нескольких картинах, среди которых "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" и незаконченный фильм "Человек, который убил Дон-Кихота", придумывал самые неожиданные ракурсы, добивался самых удивительных сочетаний света и тени в кадре. Перед актёрами была поставлена задача: исполнять свои роли так, будто их персонажи балансируют на тончайшей грани между реальным и фантастическим миром.
Спецэффектами занимался Ричард Бэйн, только что закончивший работу на картине Гиллиама "Братья Гримм". Из-за скромного бюджета фильма Бэйну приходилось находить как можно более простые решения сложных задач. Например, Бэйн рассказывает, что эпизод, когда Джелиза проваливается в кроличью нору, снимался без использования каких-либо сложных технологий. Просто третий помощник режиссёра, завёрнутый под цвет травы во всё зелёное, держал её вниз головой и размахивал в воздухе её ногами.
Несколько раз съёмки приходилось приостанавливать на несколько дней из-за снегопадов, но в этом случае удача была на стороне Гиллиама, снег стаивал, погода налаживалась, и "Страна приливов" избежала печальной судьбы "Дон-Кихота". Сам Гиллиам говорит, что в этом фильме ему удалось воплотить в жизнь лучший из своих замыслов, что это самый "гиллиамовский" фильм в его творчестве. Основные съёмки фильма продолжались в течение 56 дней и закончились 11 декабря 2004 г.