Убийство восточным экспрессом
"Наши поезда - самые поездатые поезда в мире!.."
(вместо эпиграфа)
Вот, знаете, любопытно мне было бы увидеть "Анну Каренину" в исполнении брато-сестринского дуэта Вачовски! Наверняка это было бы весело и нескучно. Представьте себе, Анна - очаровательный кибернетический организм со встроенной функцией обольщения землян и вживленной в мозжечок программой самоуничтожения. Тринити - ее сводная сестра по дядюшкиной линии производства. Алексей Каренин - жестокий галактический самодур с рабовладельческими наклонностями. Их негроидные дети с индийскими пятнышками на лбу. Вронский - гусар-самоучка, убивающий в пылу сражения с нашествием пасхальных муравьедов своего верного диплодока по прозвищу Боливар... Говорящий поезд Чу-Чу. И прочие матричные сущности третьего порядка. Вот бы все смешалось в доме Облонских, да?!.. Однако же - на сей раз это Джо Райт, не только любитель, но и мастер исторического кино. Как говорится, со всеми исходящими последствиями...
При всех своих талантах, позволивших ему снять не только "Гордость", но и "Предубеждения" (шучу, шучу я!), режиссер всячески подстраховался, экранизируя великую русскую классику. Картина ведет свое действие как бы на условных театральных подмостках, таким образом ловко уходя не только от завышенного бюджета, но и от возможных претензий зрителей с Востока по поводу соответствия толстовской России. В театре, как мы знаем, многое упрощено и представлено схематично, главное - пролитые в эфир эмоции и судьбы персонажей. А этого здесь в достатке! Добавим красивые хореографические постановки, довольно хорошую проработку образов, качественных актеров-исполнителей и, в целом, довольно интеллигентный подход к классике - и вот Вам "Анна Каренина-2012"! Да и претензий к "русскости", по идее, быть не должно, актеры неплохо подобраны на свои роли, глаза особо ничто не режет... К тому же, Джо Райту неким чудным образом удалось избежать в картине медведей, балалаек, "розбещених" танцев непотребных девок с серпом и молотом на плече... и прочих признаков неумолимо надвигающегося декаданса. За что ему, конечно же, отдельное спасибо.
Поблагодарить эту картину можно и за то, что фамилия Левин, возможно, перестанет наконец безысходно ассоциироваться с именем Борис, свитером с оленями и небезызвестным сериалом.
Содержание книги/фильмы известно всем настолько хорошо, что обсуждать здесь, пожалуй, нечего. Хотя Райт и относительно вольно относится к следованию толстовскому тексту, но все же не настолько вольно, чтобы это могло ввести в заблуждение, и никаких шокирующих "дополнений" в картине нет. Сказали под поезд - значит, под поезд, и не надо заниматься "самолечением"... Хотя, возможно, что у тех же Вачовски Анна выпила бы клей, съела термоядерный супчик, заколола себя стилетом, предварительно повесившись на горящем суку над пропастью под пулями русских повстанцев, после чего была капсулой выброшена в безграничное космическое пространство, но добрые врачи все равно успели бы спасти ее грешное, обольстительное тело...
Отдельно об игре актеров. Хотя второстепенные персонажи здесь очень хороши, насколько позволяет им отведенное время, но весь сюжет держится на трех "крючках": Анна, муж, Вронский. И даже две мужские "опоры" здесь выполняют вспомогательную роль. Джуд Лоу в очередной раз доказывает с переменным успехом, что он не актер одной роли и одного характера. Его Каренин - любопытная, но все же мелкая и невзрачная фигура, человека доброго сердцем и преуспевшего, однако, недалекого и приземленного. Кстати, не так уж далеко от текста оригинала. Вронский Аарона Джонсона поначалу воспринимается крайне отрицательно ("какой-то манерный хлыщ"), но позднее (особенно после спирающей дыхание сцены, когда "Анна" с чувством, с расстановкой облизывает его нелепо торчащие усики и слюнявит рот, наслаждаясь неземным и неизведанным ранее чувством любви) его персонаж раскрывается, приобретает почти человечные черты, и этого Вронского можно принять в контексте предложенной постановки. Но главное и основное действующее лицо здесь, безусловно - Анна Каренина.
Что ж, Кира Найтли очень красива, как и почти во всех своих фильмах. Интересная, темпераментная героиня, которая, осаждаемая злыми языками и ханжеским обществом, начинает безумствовать со страстью неуравновешенного персонажа из "Опасного метода"... Мечется, как дикая львица, между детьми, мужем, Вронским и своими желаниями. Не стерва, но роковая жертва обстоятельств. Но до конца почему-то не убеждают в сем ни эмоции "Анны", ни их экранная пара с "Вронским"...
Главная же беда этого фильма на мой взгляд - все слишком хорошо известно и затерто до дыр. Чтобы поразить зрителя в самое сердце - надо снять нечто экстраординарное - либо по форме (как сделали бы Вачовски), либо по содержанию, по вдохновенной игре актеров и зашкаливающему градусу страстей... "Анна Каренина" Райта же - хороший, вдумчивый, добротный фильм, безусловно, выше среднего уровня. Но не шедевр, увы.
Лучшее - извечный враг хорошего. Но оно же - необходимый стимул, тот бешеный кусачий пес, хватающий за ляжки и подгоняющий вперед, к тем свершениям, которые никогда и ни за что не забудуться...