Русские на Луне
"Я бы перекрасил Луну в миллионы разных цветов, голубую волну, золотой песок, и была бы Солнца теплей, и была бы ярче огня, королева ночей - бабочка-Луна." (Александр Айвазов)
"Луна, луна, цветы, цветы.
Все, кто влюблен, им доверяют надежды и мечты" (София Ротару)
"Русские за все в ответе, это знают даже дети" (ария медведпутов из оперы "Русские идут на Луну!")
Как говорится, жизнь она как Луна: то полная, то на ущербе. Возьмем заслуженного ваятеля кинохитов России Тимура Бекмамбетова: эх, как было здорово пошел, мужичище! "Иронию-2" снял, "Ночные дозоры" снял, Анджелину Джоли снял, мечтал покорить Америку и продвинуть отечественное кино за горизонты. Покорил. Америка поддалась ему, как тот Кутузов Наполеону в 1812-м, предоставив свои съемочные площадки и открыв путь в кинопрокат. И что теперь? Бекмамбетов лучше любого ихнего американца снимает плохие голливудские фильмы, радуя как тамошнего, так и нашего зрителя такими вот "хитами", как "Аполлон-18". И не смотрите, что в титрах режиссер некий Лопес-Гальего - продюсер картины Бекмамбетов, он же курировал весь съемочный процесс и паблик промошн к этому фильму.
А фильм сей про космос, ибо на Земле Бекмамбетову уже стало тесно. Точнее, про нашу верную спутницу Земли - Луну. Итак, серия "Аполлон". Маленькое, необходимое историческое отступление:
"Аполлон" - это программа пилотируемых космических полётов НАСА, принятая в 1961 с целью осуществления первой пилотируемой высадки на Луну и завершённая (якобы!) в 1975. В ходе выполнения программы было две крупных аварии. Первая — пожар во время наземных испытаний на стартовом комплексе (после пожара сгоревший корабль получил название Аполлон-1), в результате которого погибли 3 астронавта (В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи). Вторая произошла во время полёта корабля Аполлон-13, в результате взрыва кислородного баллона и выхода из строя двух из трёх батарей топливных элементов. Высадка на Луну была сорвана, астронавтам с риском для жизни удалось вернуться на Землю. "Аполлон-11" это и есть знаменитое первое (якобы!) в истории прилунение людей, американских космонавтов Армстронга и Олдрина, которое состоялось 21 июля 1969. По сей день продолжаются споры, было ли это на самом деле, или США инсценировало это событие... "Аполлон-17" считается последним в этой серии, полет прошел в 1972 году и завершился 6-й, заключительной (якобы!) на данный момент высадкой людей на Луну.
А вот Бекмабетову и К, как, впрочем, и некоторые другие исследователи лунных полетов, твердо верят, что миссия "Аполлон" продолжалась, но была строго засекречена. О чем, собственно, и эта лента. Жанр подразумевался как "псевдодокументальный", но всей "документалистики" хватает от силы минут на 15. А дальше начинаются то ли ужасы, то ли жесть, может и то, и другое.
Американцы, как это с ними бывает, высаживаются возле темного кратера. Спускаться туда строго запрещено, но они, разумеется, спускаются, и как Вы думаете, что там обнаруживают? Учитывая творящиеся вокруг помехи и шевеление зритель ждет пришельцев, но получает... русского космонавта. Впрочем, уже мертвого. Русские первые были на Луне! (и это понятно) - обнаруживают американцы, но затем чешут в затылке: что же его тогда убило?.. Правильный ответ знает зритель: ничто, ибо русского убить невозможно (Гай Риччи) и русские не сдаются, но подсказать им, мы, к сожалению, не можем. Поэтому они бегают по Луне и нервничают. Кроме того, русские такие гады, что, видимо, посылали на Луну одиночек, поскольку пилот один, а в кабине советского модуля все потрущено. Но, может, где-то вокруг бегает и второй русский космонавт?.. Уже становится страшно. А вдруг это Хабенский, как принято у Бекмамбетова?.. Но нет, возможно, он успел улететь на Марс, и это только начало.
Ведь скоро выясняется, что русские вроде бы не при чем (хотя они всегда при чем!) : какая-то чертовщина творится со связью, база не отвечает, а вокруг - тревожное напряжение. Куда-то исчезает водруженный американский флаг (зритель, хором: это точно русские!!!). А это, сами понимаете, сигнал похуже Содома и Гоморры. Точно инопланетяне, понимает зритель, и на сей раз не ошибается, к сожалению. Хотя надежда об ожившем советском космонавте-зомби, первым побывавшем на Луне до Армстронга и Олдрина и сложившем на лунном песке дулю слабеющими пальцами, продолжает греть нашу душу и радовать воображение...
Пока второй русский подбирается уже к Юпитеру, мы понимаем, что дело все в камнях. Но не тех, которые в почках у космонавтов, а обычных на вид лунных камешках. Оказывается, они могут подниматься в воздух, оживать и превращаться в хищных тварей. Намек на кремнивую жизнь?.. Ну-ну, а мы-то уже боялись... Один из напарников, как водится, заражается, второй до конца пытается его спасти, даже с красными глазами и пауками изо рта, но не может спасти даже себя, ибо подлое американское руководство отказывается его возвращать на Землю, в силу бактериологической угрозы. И это понятно, ведь только русские своих не бросают. В общем, у Тимура и его команды получился эдакий космический "Тарас Бульба" про нехороших, хотя и героических американцев. Они-то и своих порешили, и миссию прекратили и засекретили, и камни своим пораздавали... А тем временем второй русский космонавт, быть может, уже бегает по поверхности спутника Эпсилона, ища себе друзей по контакту и перекатывая из ладони в ладонь милые черные камушки. Такая вон "Luna-truth", господа офицеры.
Резюме: Бекмамбетову действтельно удалось снять отменно плохое американское кино в лучших голливудских традициях. Кино не то, чтобы совсем безнадежное и несмотрибельное, но никуда не дотягивающее по своему уровню и содержанию. Под "документалистику" - жиденько, под ужасы - слабенько и острые моменты можно пересчитать по пальцам руки, зажатой в приветствии "Хэви метал!". Для триллера - скудное действо, для познавательного приключения - совершенно недостаточно. Собственно, на фильм нет смысла идти на большие экраны: никаких особых спецэффектов и сцен там нет. А вот посмотреть дома, на компе или ТВ, в принципе, можно, как средний фильм о Луне. Неплохая, на мой взгляд, идея с камешками, которая, впрочем, совершенно упрощена для ужасов и не доведена до конца. Кто или что живет на Луне, что это за форма жизни, что ей надо - все это остается за кадром.
И главное, куда подевался второй русский космонавт, первым достигший Луны - тоже... Слава неведомым героям, героям слава!))