Спасение рядового Райана
Ох уж эти русские!.. Мало того, что они невовремя взрывают свой спутник, обломками которого наповал разит американскую космическую исследовательскую станцию со всем экипажем на борту... Это, собственно, мелочи (подумаешь, лес рубят, щепки летят) на фоне того, что на русском челноке всегда можно найти в заначке свежую бутылку водки (хорошо еще, что на обшивке не прорисован танцующий с балалайкой медведь!), там проблемы с кнопками и топливом (наверняка, исключительно для того, чтобы лишь сильнее досадить чудом выжившей героине, попавшей, что называется, из огня да в полымя), наконец, он просто очень хорошо горит!!! И лихо выписывает межзвездные кренделя в невесомости с мастерством династии Запашных... Несомненно, при этом учитывались авторитетные исторические источники: "Из искры пламя возгорится", "до основанья и затем" и анекдоты про Штирлеца. В конце концов, только за ним без горести и упрека волочился надоедливый парашют...
А ведь если без шуток, то шикарное кино получилось у Альфонса Куарона! Прежде всего - отлично, очень красиво снятое. Да, при всем означенном стремлении к "научной точности" (и не беря в учет "русский фактор"!), наверняка специалисты найдут в нем тучу неточностей и ошибок (самая очевидная - нельзя плакать в космосе "летающими каплями"! чревато, как минимум, конъюнктивитом, поскольку слеза никуда из глаза не денется). Чувствуется, что Куарон в этом плане балансирует по самому краю реализма, не раз и не два зашагивая за его край... Оттого-то и воспринимается "Гравитация" как чисто "игровое" кино, но - интересное от начала и до конца, волнующее, местами визуально почти грациозное, великолепное зрелище! Не нов сюжет, в очередной раз обыгрывающий запредельные возможности человеческого организму и его непреоборимую волю к жизни, способную одолеть любые препятствия на своем пути, но... в "Гравитации" прежде всего важно даже не "о чем", а КАК. Как Куарону удалось блестяще визуализировать космос в условиях бытового кинопавильона (тот редкий случай, когда 3Д не только уместен, но и необходим!) и снять абсолютно захватывающую зрителя картину, которая надолго остается в памяти... Это не "лента-однодневка", а именно "продукт многоразового использования", который будет пересматриваться впоследствии. Имею смелость предположить, что не без удовольствия...
Что еще хотелось бы отметить - спецэффекты не "забивают ногами" сюжет, как гопники пятиклассника в темной подворотне, а, наоборот, подчеркивают сюжетную линию, способствуют интриге, усиливают ее напряжение. Чисто человеческий мотив ленты, глубокое одиночество героини Сандры Баллок (сыгравшей, что называется, на "пять баллов"; вдобавок, режиссеры успели подчеркнуть обтянутыми шортиками, что "мисс конгениальность" находится в отличной физической форме), оставшейся наедине с безмолвием космоса, ее психологическая внутренняя драма разыграны в фильме как по нотам, с явным намерением подержаться за "постамент" Оскара. Есть редкие моменты, когда Куарон несколько "заигрывается", но они, по большому счету, не критичны для зрителя.
Очень хорошее кино, пропустить которое является недопустимым для подлинного киномана.