Факап средней тяжести
Рецензия на фильм: Факап, или Хуже не бывает
Спустя полтора года после немецкой премьеры до наших экранов добрался образчик европейского, а если быть точнее, то немецкого жанрового кинематографа, который наши прокатчики именовали весьма странным образом – «Факап, или хуже не бывает» (в оригинале фильм называется весьма скромно – «Не мой день»).
Скромный служащий Sparkasse (то есть нашего аналога «Ощадбанка») Тиль, отвечающий за выдачу кредитов тяготится своей нынешней жизнью, ведь самые большие проблемы у него связаны с выбором, что купить – Xbox или Wii. Он – обладатель купленного в ипотеку дома, в котором обитают жена-дизайнер сумок и четырехлетний сынишка. А тут еще накатил сорокалетний юбилей работы одного из коллег в том же учреждении. В общем, «счастливая» жизнь офисного планктона – есть от чего схватиться за голову. Но тут на выручку приходит какой-то волосатый типчик Наппо (неожиданный Мориц Бляйбтрой), ни с того ни с сего требующий кредита в 20 тысяч евро на приобретение «Мустанга» 1968 года и отдых в Шербуре с куколкой Надин. Кредита, ясное дело, он не получает, но занозу в душе Тиля оставляет. Тем более, что на этом их знакомство не завершается: в программе еще будут терки с албанскими мафиози в Амстердаме, буйства на концерте группы Donar и финальное прозрение Тиля на предмет истинных жизненных ценностей.
Относительно молодой режиссер Петер Торварт (в его активе – четыре полнометражных ленты, включая рецензируемую) не оригинальность явно не претендует – его «Факап, или хуже не бывает» представляет собой набор расхожих штампов из разных жанров: в ленте просматриваются признаки традиционного «бадди муви», отвязной криминальной комедии и нравоучительного кино. И все это с легким налетом европейскости, в первую очередь проявляющейся в высокой степени политнекорректности и манере игры актеров. В остальном же, как же упоминалось в первых строках этой рецензии, лента Торварта – яркий образец сугубо коммерческого кинематографа, локомотивом которой в Германии является Тиль Швайгер, не без самоиронии сыгравший здесь небольшое камео. Очевидно, он нащупал свой незамысловатый рецепт продюсирования по-настоящему популярного кино – в Германии и Австрии ленту Торварта посмотрели около 700 тысяч зрителей. Так что у фильма этого есть все шансы найти своих почитателей и на наших просторах. А рецептам Швайгера-продюсера и Торварта-режиссера не грех поучится и их украинским коллегам, стремящимся «возродить» национальный кинематограф.
Алексей Першко 29 апреля 2015