Из России с любовью
Надо сказать, что "Солт" был выпущен как никогда вовремя. Отшумевшие недавно шпионские скандалы, в результате чего почти все уважающие себя государства начали массово отлавливать на своих территориях "кротов", так и подмывают назвать все это какой-то глобальной пиар-акцией. Подогрела интерес к фильму так же известная история о том, что сначала Солт был мужчиной, и играл его Том Круз. Однако во время съемок что-то пошло не так, актера решили заменить, а после этого поменял свой пол и главный герой сценария.
Так или иначе, тематика "подлянок" в высших эшелонах власти двух больших государств никогда не переставала быть актуальной, все переходя на новые и новые уровни. Возможно, в этом и состоит одна из проблем фильма: для эпохи информационных технологий многие клише этого контекста выглядят слишком уж наивными…
Эвелин Солт (Анджелина Джоли) - девушка, шпионящая в разных уголках планеты. В Северной Корее она попадает в совершенно жуткий плен, откуда ее освобождает ее будущий немецкий муж (). В один из ничего не предвещающих дней она совершенно невинно задерживается на работе, дабы допросить одного русского господина, задержанного за шпионаж. Он, в свою очередь, ведет с Эвелин Солт достаточно откровенный, полный советских интриг диалог, в конце которого так ненавязчиво дает понять, что сама Солт - русская шпионка, что для героини Анджелины Джоли оказывается сюрпризом. После этого начинаются погони, обманы, убийства, секреты и преступления против государств.
Следует признать, что начало фильма демонстрирует действительно неплохую завязку, которая, при более серьезной форме фильма, могла бы выдать нам действительно хороший политический триллер. Однако "чем дальше в лес", тем больше жанровых клише начинает капать на экран, превращая потенциальный экшн-триллер в какое-то ностальгичное полотно по 90-м, когда с каким-то особым шармом на экране темы убийств вымышленных президентов, крутые разборки спецагентов, и т.д.
Снят "Солт" тоже довольно неплохо, однако на фоне использования далеко не самых удачных штампов, драйвовость картинки уже не компенсирует главных факторов разочарования. И больше всего претензий по этому поводу возникает к сценарию картины. Ну, и к Филлипу Нойсу, автору знаменитых "Прямых и скрытых угроз", "Игр патриотов" и очень-очень интеллектуального и эстетского "Тихого американца". На фоне этих картин "Солт" хоть и выглядит проектом полноценным, но как-то чересчур несерьезным.
Американский кинематограф за последние годы научился делать достаточно умные геополитические триллеры и экшны разной степени углубленности и серьезности. "Сириана" Стива Гэхэна, "Тело лжи" Ридли Скотта, "Интернешнл" Тома Тыквера - картины, которые умело балансировали между этими темами, интеллектуальностью изложения, и универсальной смотрибельностью. "Солт", выполняя пируэт в сторону неискушенного зрителя, к сожалению, повторяет ошибки многих фильмов с интригующей завязкой. И несколько вытягивает его на поверхность лишь очень компетентная команда съемочной группы и актеров.
Быть может, все эти претензии больше актуальны для европейского (особенно, постсоветского) зрителя, гораздо плотнее ознакомленного с местными реалиями. Так или иначе, к картине с такой закоренелой и специфической тематикой нужно было подходить очень деликатно, не разбрасываясь приевшимися приемами, и не балуясь с реалистичностью. Чего Нойс, к сожалению, не сделал...