О моральном долге
15 января 2009 года после столкновения со стаей птиц у авилайнера рейса 1549, следовавшего их аэропорта Ла Гуардия (Нью-Йорк) в Шарлотт, отказали оба двигателя. Первый пилот Чесли Салленбергер (Том Хэнкс) и второй пилот Джефф Скайлз (Аарон Экхарт) совершили беспрецедентную посадку на реку Гудзон, при которой ни один человек не получил серьезные повреждения. Салленбергер стал героем, однако возник вопрос - а мог ли он не рисковать жизнями стольких людей?
Америка любит своих героев. Челси Салленбергер, или просто Салли, спас 155 человек, включая себя самого, когда не послушал диспетчера и решил действовать самостоятельно в экстремальной ситуации. Естественно, в глазах большинства людей он был спасителем и чудотворцем, но нашлись и те, кто ставил под сомнением доблесть пилота. Например, представители авиакомпании, чей самолет оказался на дне реки, - разве нельзя было этого избежать? Разве невозможно было спокойно вернуться в аэропорт?
Впрочем, фильм Клинта Иствуда вовсе не о том, как из Салли пытались сделать мошенника, ставшего знаменитым благодаря безумному и опасному трюку. Ведь прекрасно известно, что обвинения в адрес Салленбергера оказались беспочвенными, он был награжден многочисленными медалями и получил благодарность от президента США. "Салли", прежде всего, пытается передать эмоции и состояние человека, который впервые по-настоящему осознал, что именно от его поступка зависят жизни других. Шаг в сторону - и конец.
Иствуд умеет играть чувствами, как немногие, - даже в истории с заведомо известным хэппи-эндом он мастерски нагнетает атмосферу, не позволяя до конца поверить, что опасность миновала. Для Салли все действительно только начинается, ведь столкновение с реальностью после катастрофы для него оказывается куда более сложным испытанием, чем героическая посадка. Именно для того, чтобы размашисто вывести на первый план переживания пилота, и нужен артистический опыт Тома Хэнкса. Он, несмотря на седые волосы и усы, в очередной раз играет одну и ту же роль: хорошего парня, который попал в непростую ситуацию, и вовсе не хочет быть героем, но обстоятельства обязывают. Салли, прямо скажем, - не слишком кинематографичный персонаж, прославивший его полет длился всего 208 секунд, но, похоже, не существует такого образа, из которого Хэнкс не в состоянии сделать конфетку. Его Салленбергер вызывает эмпатию, просто прогуливаясь по ночному Нью-Йорку - не говоря уже о более напряженных моментах фильма.
Спасение рейса 1549 у журналистов получило название "Чудо на Гудзоне", но Иствуд далек от метафорических определений - в его понимании никакого чуда не произошло, профессионал просто качественно сделал свое дело. Ровно таким же вышел и "Салли". Это далеко не сильнейшая работа Иствуда, не лучший выход Хенкса, но фильм, поставленный крепкой и уверенной рукой, и роль, сыгранная прекрасным артистом, от которого не ждешь откровений. Тот случай, когда качество картины определяет не столько сценарий, сколько мастерство людей, которые над ним работают. Мэтры калибра Клинта и Тома просто не знают, что такое осечка. К тому же, делать хорошее кино их обязывает моральный долг перед зрителем - это определенно роднит их с Чесли Салленбергером.