Фільм Уявні друзі 2024

Монгол Бодрова


Рецензия на фильм: Монгол
Фильм Монгол
Фильм Бодрова-старшего о Чингисхане ожидали давно, велись разговоры о недостатке денег и трудностях в организации съемок в Казахстане и на родине Потрясателя Вселенной.
Между тем, за бугром не дремали: в 2002 г. вышел художественно-документальный фильм BBC, в 2006 г. - китайский 30-серийный сериал, в 2007 г. - японско-монгольский блокбастер. Ударить в грязь лицом отечественные кинематографисты никак не могли: ведь ученые-евразийцы давно доказали, что Российское государство сформировалось на обломках мировой империи Чингисхана. Да и "своих" монголов хоть отбавляй: калмыки, буряты. Но одно дело чувствовать себя потомком воинов Чингисхана, другое - быть настоящим актером. Поэтому на главную роль утвердили Таданобу Асано, блеснувшего самурайским клинком еще в "Табу" (1999) и "Затойчи" (2003). Пригласили китайцев, монголов, казахов, правда из известных имен больше нет почти никого. Вот только Амаду Мамадаков ("Звезда", "9 рота") снялся в роли предателя и интригана Таргутая, немало, впрочем озадачив этим своих многочисленных азиатских и славянских поклонниц.
В итоге было заявлено, что на экраны пока выходит лишь первая часть дилогии, в которой рассказано будет о юности Темучжина и его борьбе за объединение монгольских племен. 10 "лимонов" евро, конечно же, потратили не зря. Впечатляют кровавые баталии, в которых с герои с хирургической точностью протыкают врагов стрелами и с зловещим хрустом полосуют друг друга кривыми саблями. Умопомрачительные степные и горные пейзажи, на фоне которых не успеваешь заметить, что лошади все-таки не настоящие монгольские, крепенькие и низенькие, а обычные европейские. Высоченные глинобитные стены тангутских крепостей. Да-а, было такое великое царство в Центральной Азии, империя тангутов Си Ся, в которой, между прочим, еще в XII веке возникла первая в мире Академия наук. И неграмотному Чингису это было известно, поэтому и пощадил он, разрушив само царство, ученых монахов и их книги. Но вот тангутскую принцессу себе взял на ложе, и она-то, согласно легенде, уколола хана отравленной шпилькой, от чего он скончался в 1227 г. от Рождества Христова...
Но об этом в фильме Бодрова не говорится ничего, зато много рассказывается о детстве Темучжина, его сватовстве и женитьбе, пребывании в рабстве у своих и чужих. И конечно же, о победах и поражениях. Однозначно оценить результат столь длительной и сложной работы интернационального (Россия, Германия, Китай, Монголия, Казахстан) коллектива нельзя. Плюсами картины, бесспорно, являются натурные съемки, операторская работа, органичный и при этом ненавязчивый (как в "Артуре", "Трое", или "Царстве небесном") саундтрек. Исторический антураж, юрты, костюмы, оружие, доспехи, также выглядят вполне "достоверно", здесь создатели китайского сериала явно уступили нашим: сабли в 1350-минутном китайском "Чингисхане" размером и весом превосходят реальные раза этак в два. Но сражались-то "реальные" монголы XII века чаще конскими челюстями, для большинства настоящий клинок был дороговат. Да и в ближний бой, согласно источникам, вообще предпочитали не вступать, обходясь луками. В отношении последних фильм Бодрова также "не подкачал": и в японском блокбастере, и в китайском сериале лучники пускают свои стрелы не такими стройными залпами. Впрочем, у китайцев это снималось "в натуре", а у нас, как и у японцев, явно рисовано на компьютере.
Однозначно удачным решением сценаристов было выделение "языческого" колорита: эффектные сцены обращения к небесному богу Тенгри, оглушительное горловое пение, впечатляющие пляски шаманов... Здесь помог опыт работы режиссера над масштабной постановкой о казахском герое Аблае "Кочевник". Однако российскому зрителю подобный "степной" колорит вряд ли придется по вкусу. В "Монголе" совсем обойдена "христианская" тема, затронутая в упомянутых японской и китайской постановках: ничего не говорится о всесильном кераитском Ван-хане, хане-христианине, "Пресвитере Иоанне" преданий средневековой Европы. А ведь именно рассудительный Ван-хан, а не бесшабашный авантюрист Джамуха, на первых порах помог юному Темучжину сплотить монгольские племена.
Но художественная кинокартина - не научный труд, поэтому перейдем к главному замечанию. И здесь нельзя не отметить некоторой излишней "беллетризации" сюжета, в результате которой Чингис и его юная жена переживают приключения прямо-таки в духе своременных криминальных мелодрам. Между тем, в источниках говорится лишь о похищении Борте меркитами, но нет ничего о ее столь "самоотверженном" поступке в Тангутском царстве. Да и сам факт пребывания Темучжина в тангутской тюрьме многими историками оспаривается.
На мой взгляд, сценаристы слишком уж увлеклись модной ныне теорией, согласно которой в монгольских степях XII в. царили такие же звериные нравы, как и у нынешнего российского, казахского, американского и пр. криминалов (провались они все в Пещеры Моровы!) Однако в реальности степняки-язычники руководствовались в своих поступках прежде всего родоплеменными интересами, именно поэтому оскорбление женщины как продолжательницы рода наказывалось столь жестоко. В фильме Бодрова же, в отличие от японской и китайской постановок, это сильно "сглажено" ("у монголов так бывает!"), отсюда - сомнительная с нравственной точки зрения история путешествия Борте к тангутам за мужем.
В заключение хочется также сказать, что хотя Асано Таданобу актер и "звездный", роль Потрясателя Вселенной ему, на мой взгляд, не очень подходит: он так и остался тем интеллигентом-самураем, каким был в "Затойчи" и "Табу". Именно поэтому хан в его исполнении начисто лишен брутальности и излишне, неестественно благороден. Но, как говорится, о вкусах не спорят. Приятного просмотра всем вам, потомки Чингисхана!
0
Klerkon 19 октября 2007


Avatar
Имя:
7 мая 2024

Другие рецензии автора


Капитан Алатристе Капитан Алатристе Капитан Алатристе

Знакомство с экранизацией авантюрно-приключенческого романа испанского писателя Переса Риверте, предпринятой телерадиокомпанией "TF1...

14 ноября 2007