Плоды 68-го
Большое Жюри Берлинале
Берлинале 2012: день 8-й
Идеологическая ангажированность, которой, так или иначе, пропитано все вокруг (как бы это ни пытались скрыть), в своих крайних проявлениях до добра доводит редко. Один из примеров этого – Берлинский международный кинофестиваль текущего года, который уже практически завершил свою работу: завтра вниманию глубокоуважаемого жюри и публики будет предложен последний конкурсный фильм. И в свете этого уже можно подводить свои личные его итоги – пусть и не окончательные, но практическиJ. Об идеологии мы вспомнили не зря: дело в том, что нынешний директор фестиваля Дитер Косслик, контракт которого продлен еще на 7 лет, - типичное дитя мая 68-го со всеми вытекающими отсюда последствиями. Одно из них – приверженность неким своим идеалам и готовность всячески претворять их в жизнь, порой в ущерб делу. Вот и конкурсная программа нынешнего Берлинале – яркое тому доказательство. И последние три конкурсных фильма, показанных сегодня публике, из этой тенденции не только не выбились, но лишь ее подтвердили. Так, венгерский конкурсант Бенедикт (Бенчо) Флигауф в своей ленте «Просто ветер» обратился к цыганскому вопросу, который у всех на устах (по крайней мере, в Европе) после того, как несколько месяцев назад Николя Саркози осмелился высылать болгарских цыган из Франции на родину. В этом свете закрадывается подозрение, что Флигауф пользуется конъюнктурой. А жаль, ведь с кинематографической точки зрения эта лента одна из лучших в конкурсной программе: она лаконичная, практически безупречно выдержана в едином изобразительном стиле, который удачно подчеркивается звуковым рядом, что в совокупности мощно нагнетает атмосферу надвигающейся катастрофы. Если же не обращать внимания на высказанные выше подозрения, то в минусы картины можно добавить лишь совсем чуть-чуть затянутый финал.
Немец Матиас Гласнер погружает действие своей драмы «Милосердие» в долгую полярную ночь одного из самых северных городов мира Хаммерфест в Норвегии. Герои ленты – семья немецкого инженера, приехавшего работать на местный завод по переработке газа, встает перед лицом целого ряда морально-этических проблем, которые каждый из ее членов решает неестественно правильным образом. Усугубляет эту неестественность и слишком лобовой прием Гласнера, уподобившего моральное очищение и семейное единение наступлению полярного дня, столь же, впрочем, продолжительного как и полярная ночь, и совершенно невнятный финал, в котором все действо вливается в некое подобие айфона (хорошо хоть без логотипа), который плавной улетает в темноту экрана.
В свете заявленной в начале обзора темы особо показателен и интересен последний фильм сегодняшней конкурсной программы – «Королевский роман» датчанина Николая Арсела. Этот в целом мощный и прекрасно сыгранный фильм (особо отметим игру Мадса Миккельсена и Алисии Викандер) рассказывает историю взлета и падения врача Йохана Фридриха Штрунзее, ставшего для странноватого короля датского Кристиана неким подобием демиурга и тем самым превратившего Данию конца 18-го столетия в самую передовую страну Европы. И как это часто бывает, прервалась эта идиллия из-за амурной связи доктора с супругой самодержца. И все бы ничего, если бы не жизнерадостные финальные титры, гласящие что дело Штрунзее не пропало втуне, и было продолжено сыном Кристиана, который принял трон у своего отца и правил Данией к удовольствию ее граждан и всего мира целых 50 лет.
И как обычно в завершение обзора 8-го дня Берлинского международного кинофестиваля 2012 года – дежурный медведь. На этот раз весьма скромный и непритязательный медведь, приветствующий гостей сувенирной лавочки на улице Карла Либкнехта.
Алексей Першко 16 февраля 2012