Психологический этюд от профессора Кроненберга
Самый опасный метод, на моей памяти, практиковал фермер Щукин из небольшого села, любивший прикуривать от оголенного провода, закусывать могарыч кефиром и спать в хлеву со свиньями. А тут что - всего лишь "исцеление беседой"... именно так называет пьеса Кристофера Хэмптона (а она в свою очередь основана на книге Джона Керра "Самый опасный метод"), по которой снят этот фильм.
Для мужской половины зрителей "исцеление беседой" в первую очередь ассоциируется с состоянием после второй бутылки, когда мутные поросячьи глазки собеседника (а у самого давно такие же) смотрят через стол с мучительной нежностью, а уста, окропленные белой ниточкой подсохшей слюны и крошками в уголках, исторгают: "А поговорить?.." Однако же, этот метод, во-первых, ни к чему хорошему никогда не приводит, во-вторых, для него желательно иметь запасную печень, что даже в наши продвинутые дни доступно далеко не каждому.
А посему речь пойдет о методах отца психоанализа Зигмунда Фрейда (можно я не буду рассказывать анекдот про банан и дочку?..) и его ученика и продолжателя идей Карла Густава Юнга, пошедшего отнюдь не по стопам учителя, а создавшего свою теорию, в частности, введя в обиход понятия "Архетипов коллективного бессознательного (души)". В фильме хорошо и подробно показаны сложные отношения двух ученых, их дружба и их, увы, неизбежный разрыв на почве разных взглядов и убеждений. За основу сюжета берется история исцеления Юнгом при помощи своего метода припадочной Сабины Шпильрейн (Кира Найтли), получившей детскую психологическую травму от своего отца, и последующее искушение доктора, человека семейного, с детьми, испытывающего сильное влечение к своей выздоровевшей пациентке...
А теперь - серьезно. На самом деле, "Опасный метод" - просто отличная, великолепная картина кисти мастера Кроненберга, где есть место и игре умов, и фантазии, и "бессознательному", и чувствам, которыми пронизаны взаимоотношения людей. Бесподобно подобраны актеры. И выдержанный, внешне хладнокровный, аристократ до мозга костей Юнг-Фассельберг. Циничный и обманчиво спокойный Фрейд-Мортенсен, от которого исходит сильное напряжение и, вместе с тем, он обаятельно-рассудителен и прагматичен. Брутальный Отто-Кассель, также сыгравший небольшую роль выше всяких похвал. И, конечно же, "бесноватая" и необычайно сексуальная Кира Найтли, которая сумела убедить, что может играть не только "опереточных" персонажей, но и сложные характеры. Каждый образ в фильме дополняет друг друга. Это именно ансамбль, который слаженно нарисовал для нас небольшое "полотно", историю жизни. Браво, Кроненберг!
Надо признать, что этот режиссер всегда умел снимать особенное, нестандартное, интересное авторское кино, независимо от жанра. Были разные сюжеты, иные бродили по краю этики (например, "Автокатастрофа"), другие даже возмущали, не во всем с мэтром можно и нужно было соглашаться. Но в чем, а в умении рассказать любопытную, насыщенную психологией историю, Кроненбергу не откажешь. Он умеет и знает, как привлечь внимание зрителя, чем его взять. Но никогда не приходит к нему "с пустой рукой", всегда есть мысль, есть почерк, стиль.
Фильм исследует "сексуальную" тематику, психологию, включая даже элементы БДСМ, но делает это абсолютно не пошло, без наигранности и фальши, тонко, умно и откровенно. Невзирая на сюжет, картина абсолютно не для тех, кто хочет просто посмотреть и послушать о "голых титьках", он - для думающего зрителя.
Многие, судя по отзывам, почему-то остались недовольны содержанием ленты: мол, о чем фильм? Где мораль?.. К чему ведет режиссер? Должен был Юнгу бросить семью, детей, и бороться за свою любовь, или же просто воздержаться от "преступной связи"? И что там, Юнг с Фрейдом, кто прав, кто виноват?..
Но здесь попросту сказывается наша всеобщая "заголливуденность". Мы привыкли, что нам, как в милиции, все покажут и все расскажут. И разжуют мораль: мол, этот добрый, хороший, а тот злой. Так надо вот, а так не надо. Дешевая, попсовая привычка к "укомплемптованным" вещам, доступным для понимания даже подшофе. Должно быть две стороны, белая и черная. И чтобы нам не забыли сказать, кто на какой и почему... Людям такой субкультуры даже бог, и тот нужен в качестве "полицейского": чтобы не грешили и зло не творили. А что, если бог отошел на минуточку, или вдруг нет его, то можно творить зло?.. Неужели только пресловутая угроза "ада" должна сдерживать нас от гадостей друг другу? И только страх реально управляет людьми?..
Вот и Кроненберг, он не такой, не упрощенный. Он просто рассказал историю, хорошую, отличную историю, но он не штампует мораль и не склоняет зрителя ни к чему привычному: герой, антигерой, жертва. Вот жизнь, вот люди, вот поступки. Думайте, решайте сами. Взвешивайте на своих весах. На чье Вы стороне? И почему?..
Спасибо Кроненбергу, что он по-прежнему с нами и делает такое кино. Один из лучших фильмов, что я видел за последний год. Рекомендую!