"Милый друг" - важнее, чем утюг
"...О, милый друг! Ты тот, кто всегда выручит и не подведет в любой ситуации, тот, кто всегда готов встретить, выслушать и принять. За долгими вечерами, проведенными после бутылочки-другой крепчайшего абсента, мы успели буквально прикипеть друг к другу... Без трепета и волнений ты принимал мои надоедливые излияния. Иногда я просто обнимал тебя, иногда робко прислонялся к тебе, а ты, мой милый друг, ласково и нежно воркотал мне какую-то песенку, словно пришедшую из самых высоких гор, где бушуют шипящие водопады... касался меня, щекоча коленку... Иногда ты убаюкивал меня, и я засыпал, озаренный прядью роскошных цветных снов, где я пробивался сквозь немыслимую радугу, навстречу солнцу и ветрам, но даже во сне я слышал порой, как ты напевал свою тихую мелодию, прекрасную, как все звезды этого мира. Мы могли не только уснуть, но и проснуться вместе. И даже твое утреннее бормотание никогда не раздражало меня - о, нет! - оно словно вдыхало в меня бодрость нового дня и подутраченное желание жить вкупе с чашечкой крепкого чаю! Увы, я никогда не скучаю по тебе, но знаю: все равно, ты ждешь меня... милый друг...
Прости меня за все... И даже за то, что иногда я забываю сливать... Клянусь, что в этом году куплю тебе новую крышку... мой милый друг, о, белый унитазный бочок..."
(из ненаписанного письма)
Но ближе к телу, как говорил Мопассан! Ведь кино, господа присяжные заседатели, поведает нам отнюдь не о том "милом друге", к которому мы привыкли, а представит экранизацию романа самого Ги де Мопассана "Милый друг", речь в котором идет о парижском красавце и прожигателе жизни Жорже Дюруа в исполнении "вампира всех времен и народов" Роберта Паттинсона.
Но, сразу заметим, холоднокровный обаяшка Паттинсон далеко не главная звезда в этой картины, на которую стоит делать акцент (как ни отчаянно сейчас кричит и возражает при этих словах толпа его фанаток), причем не только по имени, но и по исполнению. Ведь среди "женщин Дюруа" сыграет как блистательная Ума Турман, так и похудевшая и ставшая необычайно привлекательной Кристина Риччи, а также Кристин Скотт-Томас. В большей части на этой "великолепной троице", сыгравшей в очередной раз превосходно свои роли, и строится ударное звено фильма. Хотя я ни в коей мере не склонен умалять заслуги Паттинсона. Он еще очень молод и, в принципе, каши здесь абсолютно не испортил, исполнение его хоть и лишено особого блеска, но довольно старательное и, в общем-то, неплохое. Надо сказать, не привязываясь к сюжетам лент, тут Роберт сыграл духовно куда более страшного и неприятного "вампира", чем тот рождественский милашка из "Сумерек", которого можно приводить в детский сад и давать щупать ребятишкам...
Ведь Жорж Дюруа привлекателен только внешне, что умело использует, подлещиваясь то к одной, то к другой влиятельной даме. На самом деле он вышел из бедной семьи, абсолютно лишен каких-либо талантов (хотя и работает журналистом), глубины интеллекта, душевной чуткости, и все что его интересует - это деньги. Хотя поначалу и кажется милым и скромным парнем, которому просто слегка не хватает образования. И женщины покупаются на его "мордочку", одаривая своим вниманием. У Жоржа Дюруа помимо внешности есть главное: хватка и развитый инстинкт самосохранения, что позволяют ему бороться за место под солнцем и добиваться успеха, преодолевая полосу неудач.
Многие скажут, что, мол, это за "талант" такой - залезть под очередную юбку?.. Но ведь то, что тебе дано от природы дано, это не выбираешь - с этим набором достоинств и недостатков сражаешься. Жорж Дюруа мог сгинуть в глубинке, как многие и сделали на его месте, или ожесточиться и стать тем, кем он стал...
Что до отношений того времени (18-19-й век), то и из литературы, и из истории мы знаем, что в то время многочисленные связи на стороне, любовницы и любовники, приживалы и приживанки, были чуть ли не "узаконены", считалось нормой иметь таковых...
Собственно, Мопассана читал так давно, что остались только воспоминания о воспоминаниях, но, так кажется, что фильму удалось вдохнуть живительную влагу в старый текст и извлечь сильные стороны романа, что по своей сюжетной линии во многом перекликается со Стендалем, Бальзаком. Вроде бы несложный сюжет о вертком альфонсе, но обладающий тем полезным свойством, коим обладали классики, и Мопассан в их числе - раскрывающий нам, словно под микроскопом, человеческие души, показывающий их нам без "косметики" и прикрас, такими, как есть, какими были люди в то время, как и чем они жили. Есть, над чем задуматься. И в этом плане экранизация, несомненно, удалась.
Да и в целом - достойное, качественное кино. Действие не скучно и не занудно, как мы уже говорили, очень хорошая игра актеров, особенно дуэта Турман-Риччи (причем даже затрудняюсь, кому отдать пальму первенства: к середине фильма думал, что Турман, ближе к концу - что Риччи), великолепное музыкальное оформление в стиле Rondo Veneciano, отличная режиссерская работа. Если сравнивать, например, с "Дорианом Греем" - небо и земля, естественно, в лучшую сторону. Единственным недостатком, вероятно, можно считать разве что предсказуемость, поскольку кино прилежно следует книге, а многие, возможно, читали Мопассана далеко не так давно, как автор этих строк...
Что до "ближе к телу", то оно тоже есть: парочка пикантных сцен между Паттинсоном и Риччи, Паттинсоном и Турман. Но сказать, что это было что-то сверх - так-таки нет, да и акцент в действии совсем не на этом, хотя яркие кадры, безусловно, дополняют и усиливают впечатление. Отдельно удивляешься, насколько хороша стала Кристина Риччи, которую до сих пор помнишь "девочкой из семейки Адамсов"... Хотя уже в "Жизни за гранью" с Лиамом Нисоном эта, с позволения сказать, тенденция отчетливо прослеживалась.
В общем, это кино стоит того, чтобы его посмотреть. Не пропустите!