Войти через
facebook
 

Вечное возвращение


Рецензия на фильм: Зильс-Мария
Фильм Зильс-Мария
Оливье Ассаяс плетет сложный узор из связей между его персонажами (великолепные Жюльетт Бинош и Кристен Стюарт) и окружающим миром. Результат – самый современный и будоражащий фильм режиссера на данный момент.
Молодая женщина, одетая как студентка из кампуса какого-нибудь американского университета, ловко жонглирует двумя смартфонами и планшетом. Утомленная актриса смотрит в окно поезда на пролетающие мимо альпийские вершины, но видит – возможно – призраки своего прошлого. Эту актрису с мировым именем зовут Мария Эндерс (Жюльетт Бинош), а молодую женщину, ее безотказную и эффективную ассистентку – Вэл (Кристен Стюарт). Едут они в Цюрих, где Мария должна получить награду за вклад в искусство вместо Вильгельма Мельхиора – человека, сыгравшего решающую роль в ее формировании и становлении. Еще практически ничего не произошло, но фильм уже захватывает нас. Все в нем обладает удивительным магнетизмом: меняющиеся лица актрис, переходы с английского на французский и немецкий, сценография, втиснутая в коридоры, купе и вагон-ресторан, и – особенно – сразу становящаяся очевидной связь, существующая между этими двумя женщинами, которые на самом деле являются единым организмом.
В этом поезде, поднимающимся к горным вершинам, и зарождается этот самый совершенный фильм Ассаяса, который никогда ранее не достигал такого совершенства: есть в ленте идеальный баланс между сценарной виртуозностью (что, впрочем, не исключает и актерской импровизации)и абсолютной текучестью и подвижностью режиссуры, классицизмом кинематографа социальных наблюдений и изучения человеческих характеров и потрясающей смелостью формальных экспериментов (например, сцена исчезновения одного из персонажей стоит в одном ряду с похожими сценами из «Приключения» Антониони и «Психоза» Хичкока).
На страничке в «Википедии» можно узнать, что в этой маленькой деревеньке, которая и дала название фильму, Ницше посещало ощущение вечного возвращения. Многое возвращается и к Марии Эндерс по мере ее приближения к Зильс-Марии: воспоминания о дебюте, бывший любовник-актер, но в первую очередь – пьеса «Малойская змея», роль в которой сделала ее «звездой». Она играла в ней юную соблазнительницу, которая разрушает жизнь сорокалетней женщины. Теперь Марии предлагают сыграть роль сорокалетней женщины, разрушенной страстью. Все возвращается (места, слова, ситуации), но с неким сдвигом. Что-то смутное формируется на горизонте (предчувствие заката, входа во вторую – и не самую веселую – часть жизни). И это что-то столь же угрожающе, как и Малойская змея – облачное образование, предвещающее приход плохой погоды. Которая теперь может длиться вечно.   
1
Алексей Першко 22 января 2015
Like

Имя:
20 октября 2019
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Источник зла и птица Феникс Источник зла и птица Феникс

 На украинские экраны выходит лента «Малефисента. Владычица тьмы», которую (и ее предшественницу) многие посчитали...

16 октября 2019
Как - ещё зеленее?! И точно… Как - ещё зеленее?! И точно…

 Создать очередную сатиру на Американскую Мечту в смысле растиражированных всеми возможными способами картинок достойных зависти...

16 октября 2019
Woody Allen Light Woody Allen Light

Патриарх американского инди-кино, 84-летний Вуди Аллен, представляет на суд почтенной публики свой пятьдесят третий фильм под названием...

15 октября 2019
Золотой истукан Золотой истукан

 На экраны Украины вышел фильм «Захар Беркут», который считался едва ли не самой ожидаемой премьерой не только этого...

11 октября 2019
Битва деревянных уиллов Битва деревянных уиллов

 Известнейший режиссер Энг Ли (из тех, кого часто – но ошибочно – причисляют к сонму визионеров) снял...

08 октября 2019