Фільм Таро 2024

Вечное возвращение


Рецензия на фильм: Зильс-Мария
Фильм Зильс-Мария
Оливье Ассаяс плетет сложный узор из связей между его персонажами (великолепные Жюльетт Бинош и Кристен Стюарт) и окружающим миром. Результат – самый современный и будоражащий фильм режиссера на данный момент.
Молодая женщина, одетая как студентка из кампуса какого-нибудь американского университета, ловко жонглирует двумя смартфонами и планшетом. Утомленная актриса смотрит в окно поезда на пролетающие мимо альпийские вершины, но видит – возможно – призраки своего прошлого. Эту актрису с мировым именем зовут Мария Эндерс (Жюльетт Бинош), а молодую женщину, ее безотказную и эффективную ассистентку – Вэл (Кристен Стюарт). Едут они в Цюрих, где Мария должна получить награду за вклад в искусство вместо Вильгельма Мельхиора – человека, сыгравшего решающую роль в ее формировании и становлении. Еще практически ничего не произошло, но фильм уже захватывает нас. Все в нем обладает удивительным магнетизмом: меняющиеся лица актрис, переходы с английского на французский и немецкий, сценография, втиснутая в коридоры, купе и вагон-ресторан, и – особенно – сразу становящаяся очевидной связь, существующая между этими двумя женщинами, которые на самом деле являются единым организмом.
В этом поезде, поднимающимся к горным вершинам, и зарождается этот самый совершенный фильм Ассаяса, который никогда ранее не достигал такого совершенства: есть в ленте идеальный баланс между сценарной виртуозностью (что, впрочем, не исключает и актерской импровизации)и абсолютной текучестью и подвижностью режиссуры, классицизмом кинематографа социальных наблюдений и изучения человеческих характеров и потрясающей смелостью формальных экспериментов (например, сцена исчезновения одного из персонажей стоит в одном ряду с похожими сценами из «Приключения» Антониони и «Психоза» Хичкока).
На страничке в «Википедии» можно узнать, что в этой маленькой деревеньке, которая и дала название фильму, Ницше посещало ощущение вечного возвращения. Многое возвращается и к Марии Эндерс по мере ее приближения к Зильс-Марии: воспоминания о дебюте, бывший любовник-актер, но в первую очередь – пьеса «Малойская змея», роль в которой сделала ее «звездой». Она играла в ней юную соблазнительницу, которая разрушает жизнь сорокалетней женщины. Теперь Марии предлагают сыграть роль сорокалетней женщины, разрушенной страстью. Все возвращается (места, слова, ситуации), но с неким сдвигом. Что-то смутное формируется на горизонте (предчувствие заката, входа во вторую – и не самую веселую – часть жизни). И это что-то столь же угрожающе, как и Малойская змея – облачное образование, предвещающее приход плохой погоды. Которая теперь может длиться вечно.   
1
Алексей Першко 22 января 2015


Avatar
Имя:
19 мая 2024

Другие рецензии автора


Звезда Голливуда Эрик Робертс снимется в украинском фильме! Аврора Звезда Голливуда Эрик Робертс снимется в украинском фильме!

"Неужели это правда?", - спросите вы. Оказывается, что таки да, нет в жизни ничего невозможного. К нам действительно приехали зарубежные...

30 сентября 2006
"Код да Винчи": в поисках Святого Грааля Код Да Винчи "Код да Винчи": в поисках Святого Грааля

Премьера фильма, против которого выступила церковь, против показа которого начались митинги богопослушных христиан, состоялась! Кинокартина...

18 мая 2006
«Ну, это нормально» Охота на пиранью «Ну, это нормально»

Наконец-то доплыла и до нас "российская рыба". В большом зале "Киевской Руси" состоялась премьера боевитого во всех отношениях и несколько...

5 апреля 2006
Им это нужно Сириана Им это нужно

Словом "Сириана" в США вояки называют "горячие точки" Ближнего Востока (Сирию, Иорданию, Ливан). Поэтому прежде, чем смотреть новый...

24 февраля 2006
Роботы (от Смотрящего) Роботы Роботы (от Смотрящего)

Ожидания оправдались. Как хорошие, так и плохие. Новая анимационная лента "Роботы" имеет все шансы, чтобы понравиться детям, но для того,...

9 января 2006